Примерное время чтения: 13 минут
128

Кевларовая нить. Анна Ревякина – о поэтическом буме и донецком характере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ-Урал» 06/11/2024

 «Когда наступают сложные, турбулентные времена, когда внешний мир начинает лихорадить, когда прислониться не к чему, тогда нужна поэзия», – говорит поэт, член Союза писателей ДНР, Союза писателей России, преподаватель МГУ, кандидат экономических наук Анна Ревякина. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Забой равен окопу

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Анна, сборник стихов, который вы на днях представили в Екатеринбурге, называется «Кевларовый век». Кевлар – волокно, отличающееся особой прочностью, то есть, на ваш взгляд, в этом суть нашего времени?

Анна Ревякина: - Безусловно. Кевлар – этот тот материал, который защищает бойца на фронте (его используют в производстве бронежилетов, касок, берцев и так далее), защищает его тело. А поэтический кевлар позволяет сохранить душу – в этом соль определения, которое я дала современности. Кроме того, кевлар – это нить, которая соединяет поэта с читателем, читателя с поэтом, поэта с воином, воина с читателем…

У «кевларового века» очевидно выкристаллизовались три этапа.   Первый – предчувствие войны, это те тексты, которые рождались до 2014 года и в которых авторы писали о «какой-то» войне, при этом было понятно, что это не Чеченская кампания, не Афган и не Великая Отечественная война. Это была какая-то другая война, возможно, из будущего.

- Прозорливость?

- Я не люблю громкие фразы о том, что поэт – пророк. Но порой поэту, действительно, удаются те или иные строчки, по которым можно сказать, что он прозорлив.

Так вот, второй этап «кевларового века» - это, конечно, период войны с 2014 по 2022 год, получивший условное название «восемь донбасских лет». Третий же этап начался 24 февраля 2022 года. Он ещё не завершён, хотя мы все, безусловно, стремимся к тому, чтобы его финализировать – словом, делом, штыком и так далее. Той сложной, опасной и, безусловно, грязной, работой… Помните, у рэпера Рича: «Пацаны за тебя делают всю грязную работу»? Вообще, профессию военного я могу сравнить, наверное, только с профессией шахтёра. Это ежедневная медитация на тему смерти, потому что ты не знаешь, вернёшься ли живым из окопа, равно как и из забоя. Забой равен окопу – та же геометрическая форма.  

Пламенный мотор

- Для патриотической или, как её ещё называют, Z-поэзии качество первостепенно? Или всё же ценнее смысл, идея, авторская позиция?

- Вы знаете, если мне не изменяет память, в 2013 году ко мне в литературную студию «Кофе. Кошка. Мандельштам» приезжал Владимир Авцен – бывший донбассовец, живущий в Германии и возглавлявший тогда в городе Вупперталь альманах «Семейка». Он читал лекцию о донецком тексте, об истории донецкой литературы, о тех именах, которые останутся в истории не только региона, но и страны. И эту лекцию он начал с того, что сейчас в поэзии побеждает количество, а не качество, тогда как раньше было наоборот. Я восприняла это как звоночек памяти, ностальгии, ушедшей молодости.

На самом деле, мне кажется, если страна переживает поэтический бум (а она его сейчас переживает), то из количества рождается качество. Такой пример. Я успешно окончила музыкальную школу по двум классам – фортепиано и гитара. Так вот, для того чтобы вырастить пианиста-виртуоза мирового уровня, который будет собирать залы, пальцы которого подобно бабочкам будут порхать над клавиатурой рояля, нужно, чтобы десять тысяч детей пошли в музыкальную школу. Из этих условных десяти тысяч кто-то сойдёт с дистанции, кто-то окончит музыкальную школу, кто-то пойдёт в музыкальное училище, кто-то (гораздо меньше) поступит в консерваторию, и только один доберётся до Эльбруса. Этот один и будет собирать залы.

Новую книгу Анны Ревякиной «Кевларовый век» иллюстрировала её подруга, донбасский художник, снайпер, оператор БПЛА Юлия Толстоусова.
Новую книгу Анны Ревякиной «Кевларовый век» иллюстрировала её подруга, донбасский художник, снайпер, оператор БПЛА Юлия Толстоусова. Фото: Екатеринбургская епархия/ Юлия Толстоусова

Русская поэзия такова, и Бродский об этом говорил, что в ней эпоха всегда выносит на вершину одного, который сидит там на своём поэтическом троне. И для того чтобы он там сидел, должны быть поэты первого ряда, второго, третьего, четвёртого, пятого… На сегодняшний день у нас полстраны пишет стихи. Это не поэзия, это стихи. Рифмуют, пытаются облечь свои чувства в стихотворную форму. Такова структура российского общества, и это потрясающе, в этом наша уникальность. Возможно, это связано с тем, что по-прежнему самую высокую ступеньку в поэтической иерархии занимает Александр Сергеевич – мы все выросли на его текстах.

Пушкин – золотой век русской литературы. У серебряного века тоже есть чёткие хронологические рамки, как и у бронзового. Даже железный век русской литературы есть – в 90-е годы прошлого века было такое явление. И вот сегодня – кевларовый век.

- С его поэтическим бумом?

- Да, мы его сегодня переживем, что естественно. Наше сердце бьётся в определённом ритме, и человек, обладающий «пламенным мотором», речью, – невероятно поэтическое существо, потому что есть внутренний ритм. И, когда наступают сложные, турбулентные времена, когда внешний мир начинает лихорадить, когда прислониться не к чему, тогда и нужна поэзия. Она заставляет тебя свои чувства, которые ты не можешь удержать внутри, отдавать бумаге. А война – это страшный катаклизм, который пришёл в жизнь донбассовцев в 2014 году, и очень многие люди в Донбассе, даже те, кто никогда не писал стихи, начали их писать, максимально остро, максимально точно формулируя свою мысль, свои чувства. А порой, как я уже сказала, война из будущего накрывала нас в настоящем и до 2014 года. Сейчас, когда мы это пережили и ПРОжили, всё стало понятно.

Люблю «старости»

- Мне кажется, что сегодня мы… скажем так, привыкли к земной турбулентности, свыклись с лихорадкой, не так остро она воспринимается, не так уж невыносимо болит.

- Это нормально, потому что человек привыкает ко всему. Не только вы привыкли жить в информационном поле, в котором много горя, трагедий, но где и радость, конечно, присутствует. Даже донбассовцы за много лет привыкли жить в войне, воспринимая её, безусловно, не как константу (страх и ужас – воспринимать войну как константу), но как переменную, которая с Донецком надолго.

Понимаете, страх, тревога, которые ты испытываешь в первый раз, находятся в пиковой точке: твоё сердце колотится, разум затуманен или, наоборот, очищен – в зависимости от реакций, продиктованных структурой твоей личности, характером. Но, когда ты вновь попадаешь в подобную ситуацию, ты уже знаешь, как действовать, как вести себя. Как, к примеру, меняется человек, когда в его город приходит война? Помню, когда были первое обстрелы, я испытывала панику и не знала, куда бежать – прятаться в ванную или, может быть, в коридор? И, вообще, что с собой брать? Эта паника застилала разум. А на пятый, шестой раз, я уже была принципиально другим человеком, знаете, из тех, что: «Так, без паники! Детей – сюда, чемоданы – туда!»

Сейчас же (я часто бываю в Донецке) порой лежишь в спальне, слышишь, как стреляют, видишь, как дребезжит окно, и думаешь: блин, если сейчас ударят близко, оно же выпадет и осколки полетят в тебя. Посмотришь на это окно, поворачиваешься спиной к нему и… засыпаешь.

- От новостей получается отвернуться?

- В какой-то момент я поняла, что не люблю новости, ненавижу ночные звонки. Я люблю «старости», а новости не люблю.

- Но вне политики теперь оставаться не получается?

- Слушайте, человек – это процесс. Аня Ревякина образца 2014 года была аполитичным человеком. Да, ходила на выборы, даже наблюдателем была, но эта процедура не совсем имела ко мне отношение. Я ощущала себя маленькой клеткой одного большого организма. И в 2014 году я, действительно, написала строчку: «Я вне политики, но это моя война, она постучалась утром, мы пили кофе». Буквально посреди этого кофе пришла к нам война, тут уж не до «вне политики».

«Маленькое донецкое дерево» 

- А в одном из стихотворений 2011 года, которое вошло в антологию донбасской поэзии «Великий блокпост», вы написали: «Двигаться вон из комнат, в которых погром»…

- Предчувствие войны! Это текст называется «Переселенцы». И там не только погром, там, если продолжить: «Смерч, проносящийся, словно внутри метроном. Потактово: в нищету и неверие в Бога. Дома без порогов стоят – недотроги. И плачут потёками серых фасадов. Вон из страны разбредаются чада. Кому-то на запад, там жирная паперть и новый язык…» Да, смерч – это оружие. Если его закавычить и написать с большой буквы – это будет оружие.

В Храме-Памятнике на Крови Анна Ревякина представила новую книгу «Кевларовый век». Фото: Екатеринбургская епархия/ Илья Антропов

- Тем не менее в 2014-м вон из комнаты не вышли ни вы, ни ваша мама, ни многие другие дончане. Почему?

- Не может быть простого ответа. Это связано с рядом факторов. Во-первых, это наша земля. Не просто какой-то клочок на планете Земля, это место, где лежат в земле твои близкие, это место, где делали первые шаги твои дети, это улицы, которые ты знаешь до трещинки на асфальте, это дома, которые ты помнишь с детства. Это наша земля, наш город, наша история, наше прошлое и, соответственно, наше будущее (как известно, без прошлого нет будущего). 

Во-вторых, донецкий характер. Донецк – город-труженик, шахтёрский, суровый город. Да, в нём есть шахтёры, которые совершают ежедневную медитацию на тему смерти, но ведь есть ещё женщины, которые совершают ровно такую же медитацию – они ждут. А когда не было сотовых телефонов, как страшно было ждать мужчин из забоя! Шахты-десятитысячники загазованы, в них много метана… Донецкий уголь был кровавым и стоил очень дорого в пересчёте на человеческие жизни. Если повезёт, шахта тебя догонит на поверхности, к примеру, силикозом, а если не повезёт, ты останешься в ней. Так что, да, донецкий характер особенный. Даже есть такое шахтёрское выражение – «выскочить на характере».

А в-третьих, ощущение, что ехать некуда, нигде не ждут, никто не поймёт, неприкаянность, нежелание быть улиткой, которая носит свой домик на спине. В Донецке же все свои. В 2014 году, когда всё началось, мне казалось, что свет на время стал другим, что он исходит не от солнца, не от неба, а от людей. Как будто люди начали светиться. А мама… У неё жёсткий ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство.Ред.), я это вижу. Но она этого не понимает, она находится в донецкой системе координат, и ей, как бы это жутко ни звучало, в ней комфортно. А в Москве – нет. Она задыхается без Донецка. Мама стихов не пишет, но у неё поэтическое сознание, и она говорит: «Я поняла, почему не могу уехать из Донецка, я – маленькое донецкое дерево. А куда может уехать дерево?» Такой вот верлибр.

- А почему вы, как продюсер, решили показать героев фильма «Отцы Донбасса» именно через отцовство?

- Потому что это для сегодняшней России очень важно. Не преуменьшаю роль матери в жизни ребёнка, но в то же время я ни в коем случае не хочу преуменьшать роль отца. Отец невероятно важен. Меня вырастил папа, родители развелись, и я осталась жить с ним, была такая маленькая семья – папа и его дочка. Отцы умеют любить, умеют быть необходимыми, умеют научить тому, чему мама научит не может. И самое интересное, что отцы испытывают не менее острые чувства. Они их меньше показывают, они, например, не плачут, а любят очень сильно. Сердце отцовское огромно. А какие у них бывают глаза! Сколько раз я наблюдала, как папаша ждёт своего спиногрызика в музыкальной школе или с тренировки, сидит такой усталый после работы, газетку читает, может быть, даже «Аргументы и Факты» (мой папа любил «Аргументы и Факты»). И тут выходит его спиногрызище, с пятёркой или с двойкой – совершенно не важно, и глаза папы загораются, будто хитрые лампочки с плавным включением – от тусклого света к яркому дневному, солнечному. Я много раз это видела. Я виду такие глаза у моего мужа, когда он смотрит на нашу дочь, такие глаза были у моего папы. Важно об этом говорить. Мы порой слишком много на себя берём, а между тем мы должны давать мужчинам время и возможность выстраивать отношения с детьми. Да, есть жуткая статистика по разводам, но так бывает, мы живём длинную жизнь, к нам иногда приходит любовь или что-то не складывается – мы не можем никого осуждать. В любом случае, дети ни в чём не виноваты, они не виноваты, что родители разучились говорить друг другу слова любви, им нужны мама и папа. Поэтому, я считаю, важно говорить о любви отцов.

- В том числе через события кевларового века?

- Через все события об этом важно говорить. Это делает нас сильнее. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах