Традиционная народная культура – это не сценические кокошники. Это коллективный взгляд на мир. Об этом мы говорим с председателем регионального общественного движения «Центр народной культуры» Сухого Лога, хранителем народных художественных промыслов Свердловской области Вадимом Худорожковым и мастером народных художественных промыслов Свердловской области Надеждой Худорожковой.
«Погремуха» на всю жизнь
На входе в здание, где супруги Худорожковы планируют разместить Центр народной культуры, сохранился лозунг «Культуру – в массы!».
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Есть ли смысл нести в массы народную культуру, которую многие считают архаизмом?
Надежда Худорожкова: – В народной культуре много того, что нужно современному обществу. К примеру, нам сегодня не хватает бережного, уважительного отношения к природе. Моя прабабушка, заходя в лес, неизменно следовала обычаю: первую ягодку – на пенёк, вторую – в рот, третью – в лукошко. Насобирает ягод, грибов и, выходя из леса, обязательно поклонится, поблагодарит. Здесь не идёт речь о каком-то идолопоклонничестве, просто человек ощущал себя частью природы.
Кроме того, наши предки были очень практичными и бережливыми, что, кстати, находило отражение в пословицах и поговорках. Бабушка моего мужа, например, говорила: «Прибери вещь в будни, и она тебя приберёт в праздник». И правда, у них была одежда на все случаи жизни – и будничная, и праздничная (скажем, красные кафтаны надевали только на Пасху). А мы сегодня в джинсах и в пир, и в мир, и в добрые люди. Понятно, что изменился ритм жизни, но тем не менее какие-то народные традиции, обычаи вполне могут найти своё место в современном мире.
Вадим Худорожков: – Традиционная народная культура – это коллективный взгляд на мир, коллективный регулятор, способ выстраивания правильных отношений в обществе. Взять, например, архитектуру – новый хозяин дома убрал наличники, выпилил старые окна, вставил новые, большие. Да, света в избе стало больше, но облик дома-то он изуродовал. И раньше ему бы сказали: «Ты что такое с домом сотворил?» И подняли бы на смех. А если, допустим, кто-то надел слишком вычурную одежду, тут же частушку в его адрес соответствующую споют, «погремуху» на всю жизнь дадут. Это порицание имело сильное воздействие на человека, он не мог пойти против общества. Соборность в нашем народе присутствовала.
Эти неписаные рамки, с одной стороны, были жёсткими. Но, с другой стороны, в них было столько простора для творчества! Это видно и по традиционной одежде, и по уральской домовой росписи, и по декору изб… Всё что хочешь можно было сделать, но в рамках общего мировоззрения.
Нас обманывают
– Согласитесь, сегодня за «народное» выдаётся многое, что таковым не является.
Н. Х. – Занимаясь исследованием этнографической одежды, я обратила внимание на то, что русский костюм, в отличие от костюмов других народов, претерпел профанацию. Сегодня большинство сценических коллективов выступают якобы в костюмах русского народа, которые на самом деле таковыми не являются. Настоящий русский костюм – это произведение искусства, в каждой губернии были и региональные, и местные особенности, что создавало богатство и многообразие. Всё было достойно, гармонично и уникально. Двух одинаковых костюмов просто не существовало, а сейчас нас со сцены пытаются убедить, что полтора десятка женщин преклонного возраста в одинаковых приталенных платьях, без поясов и в кокошниках – это и есть русский народный костюм.
И у зрителей, слушателей формируется неправильный образ, хотя многие интуитивно чувствуют – что-то не то, в чём-то нас обманывают.
В. Х.: – Эту профанацию порождает незнание. Эти же коллективы, выступающие в стилизованных костюмах, поют авторские песни, не имеющие ничего общего с народными. Впрочем, это не удивительно для людей, окончивших культпросветучилища, которые в своë время были жёстко идеологизированы. Созданная система продолжает финансироваться и воспроизводить себя и по сей день. Мы называем эти учебные заведения – концерны наркома Луначарского. Всё шло на уничтожение традиционной культуры. Всё, что было у нас архаичного, что ценил каждый народ, уничтожалось в угоду формированию человека нового типа. Русский народ сильнее всех пострадал.
Возрождением народной культуры в последние десятилетия занимаются по всей стране тысячи людей, в том числе и мы в Сухом Логу.Традиционная народная культура – это коллективный взгляд на мир, коллективный регулятор, способ выстраивания правильных отношений в обществе.
– Есть шанс, что частная инициатива вырастет в нечто большее?
В. Х.: – Создана система, и чтобы её поправить, нужна политическая воля. А у нас, как в математике, величины недостаточны для решения поставленной задачи. Мы в своё время, в 2014 году, через Общественную палату предлагали создать трёхуровневую систему подготовки специалистов по традиционной народной культуре. Нам в государственном учреждении ответили: не рвитесь в космос. Так что и по сей день специалистов по традиционной народной культуре на Среднем Урале не готовят, поэтому в Свердловской области проблема с традиционной народной культурой стоит очень остро.
– Предположу, что у многих возникнет вопрос: и что мы теряем? Разве мало других проблем?
В. Х.: – Пётр Столыпин говорил: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». Вся территория Земли делится на государства, но на самом деле это деление на культуры. Помните, Бисмарк говорил, что русских невозможно расчленить международными трактатами, они соединяются так же быстро, как капли ртути? Почему люди на Донбассе встали на защиту своего права говорить по-русски? Потому что это культурные коды, без которых человек – пустышка, без которых он не знает своего места в мире, не может себя в этом мире определить. Понимаете, поведение человека основывается на национальных «стандартах», и это формирует определённые черты каждого народа.
И вообще, традиционная народная культура – это способ выживания. Последствия её утраты ещё не до конца осознаны нашим народом, чиновниками. Пока бьют тревогу исключительно специалисты, но, повторюсь, этого мало, должна быть политическая воля. Речь не идёт о принуждении, важно сформировать в обществе, в народе бережное отношение к своей культуре. А у нас понятие «традиционная народная культура» даже законодательно пока не закреплено.
Авторское = придуманное
– Это проблема?
Н. Х.: – Понимание традиционной народной культуры, получается, у каждого своё. К примеру, будучи педагогом Центра дополнительного образования, я спрашивала ребят: «Какой в первую очередь образ у вас создаётся, когда мы говорим «традиционная народная культура»? Они отвечали: «Кокошники». Естественно, имея в виду те, которые они видят на сцене. На этом знания о народном костюме и культуре, как правило, заканчиваются.
В. Х.: – Если смотреть глубоко, мы увидим конфликт интересов. Система «наркома Луначарского» наштамповала огромное количество специалистов по выдуманной народной культуре. Это профанация, которая постоянно воспроизводится. Посмотрите, например, что происходит в хореографии. Наши академические ансамбли – это же самый настоящий балет, авторские танцы, ничего общего не имеющие с народными. Авторское – выдуманное, а народное – это те жемчужины, которые народ отобрал для жизни. И мы значение этих жемчужин сегодня даже не понимаем до конца. Скажем, народные танцы имеют кроме эстетики важнейшую цель – общение парней и девушек, конечной целью которого является создание семьи, и так во всём! Или что такое, к примеру, народная песня? Это мощнейшее средство для понимания людьми друг друга!
– Есть ли место в современном мире для аутентичных песен? Ведь их очень непросто даже слушать.
Н. Х.: – Естественно, потому что эти песни не для концертных выступлений. По большому счёту, они для общения между людьми.
В. Х.: – Помню, в 2011 году в Первоуральске, в сохранившейся купеческой усадьбе я услышал, как участники фольклорного ансамбля «Воля» – молодые и среднего возраста люди – запели народную песню. Весь объём помещения заполнился такой мощью! Чтобы это понять, прочувствовать, нужно было быть в этой комнате. Точно так же всю энергию, силу шторма невозможно почувствовать, наблюдая его по телевизору, – нужно быть в этот момент в море.
И сегодня нам нужно менять образ жизни, чтобы было время для… жизни. Для общения, для духовного единения. Мне довелось общаться с людьми, которые застали ещё ту, до коллективизации, жизнь, и они говорили: «Люди тогда жили лучше, свободнее, радостнее».