Примерное время чтения: 6 минут
577

Мелодии волн. О прошлом и настоящем электронной музыки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. «АиФ-Урал» 03/08/2022
При записи альбома Тимофей Чаплюк арендовал несколько музыкальных инструментов и сам сыграл на всех.
При записи альбома Тимофей Чаплюк арендовал несколько музыкальных инструментов и сам сыграл на всех. личная страница "ВКонтакте" Тимофея Чаплюка

Уральский композитор и культуролог Тимофей Чаплюк рассказал, как Андрей Тарковский предвосхитил жанр эмбиент, почему Ленин восторгался синтезаторами и как советские аниматоры придумали «бумажный оркестр».

Досье
Тимофей Чаплюк родился в 1997 году. Культуролог и композитор. Окончил Уральский Федеральный университет. В 16 лет записал дебютный альбом, сыграл сразу на нескольких инструментах, в 2016-м альбом вышел на французском лейбле «Musea». Тимофей является владельцем салона-магазина виниловых пластинок и компакт-дисков, сочиняет музыку для выставок, выступает с перформансами и сольными фортепианными концертами.

Первопроходцы

– Тимофей, электронная музыка существует вроде бы давно, но для большинства слушателей всё ещё непонятна и кажется чем-то искусственным, чужим. Так ли это?

– На самом деле, почти вся современная поп-музыка, что мы слышим из проезжающих автомобилей или по радио, – электронная. Это означает, что она создана с помощью электронных технологий и оборудования. Что такое звук? Это волны. И в нашем случае их генерирует техника. Электронная музыка может звучать точно так же, как живые инструменты – пианино, гитара, барабаны, флейты... да всё что угодно! Вот только популярная музыка, которая сегодня гремит из каждого утюга, как будто забыла свои корни – классическую эпоху, где были гениальные композиторы.

– А с чего всё началось?

– Можно сказать, электронная музыка зародилась в России. В 1920 году русский физик Лев Термен изобрёл первый в мире синтезатор – терменвокс. Он представлял собой портативное устройство с антенной. Человек приближал к ней руку, волны начинали колебаться, изменять частоту, и прибор проигрывал разные мелодии. Принцип действия терменвокса прост, и сегодня его можно даже скачать на смартфон.

Лев Термен однажды пришёл к Ленину и Луначарскому и исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки на терменвоксе. Советские революционеры были под большим впечатлением. Оказалось, что чудо-прибор соответствует духу эпохи.

Лев Термен играет на изобретенном им электромузыкальном инструменте - терменвоксе.
Лев Термен играет на изобретенном им электромузыкальном инструменте - терменвоксе. Фото: РИА Новости

Многие исполнители решили, что на новом инструменте можно играть привычную музыку. Но российский композитор Арсений Авраамов размышлял в духе футуристов, стремился найти новое звучание. На пятилетие Октябрьской революции Авраамов исполнил «Симфонию гудков» при помощи звуков теплохода, шума самолёта, паровоза, пушечных выстрелов.

Звук водопада и космоса

– Электронная музыка вряд ли звучала в то время в теат­рах или издавалась на пластинках... Зачем она была нужна Стране Советов?

– Верно, для нового звука долго искали применение. В 30-е годы Арсений Авраамов изобрёл фотомузыку и оживил немые мультфильмы. Звуковые волны вырезали из бумаги, затем бумажный оркестр перемещали на мультпликацинный станок. Справа на экране танцевали нарисованные герои, а слева двигался и звучал нарисованный звук.

Цифра недели
В 1920-м году появился первый в мире синтезатор – терменвокс.
Композитор Александр Скрябин ещё до революции мечтал соединить музыку с визуальным искусством. Сегодня мы называем это мультимедиа. Он не просто слышал мелодии – он видел их цвет. Но реализовать свои идеи Скрябин не успел. Советский артиллерийский полковник Евгений Мурзин продолжил его дело и создал синтезатор АНС (аббревиатура имени Александра Николаевича Скрябина). АНС напоминал своим видом огромный ящик. На специальный лист наносилась краской партитура, а затем механизм «читал» и воспроизводил по нотам мелодию. Это было уже не просто музицирование – здесь приходилось вникать в сложную систему. Зарубежные музыканты специально приезжали в Москву, чтобы записать этот инструмент и издать сделанные записи на пластинке.

Синтезатор начали активно использовать в советском кино. Так, в мультфильме «Маугли» звук водопада и реки воспроизводит именно АНС. Советский композитор Эдуард Артемьев написал с помощью АНС музыку для фильмов Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Для фильма «Солярис» Тарковский попросил Артемьева создать звуковое сопровождение. В результате получилась космическая фоновая музыка – то, что впоследствии стали называть «эмбиент». Так и появился известный сегодня на весь мир стиль электронной музыки.

В конце 1970-х в СССР был создан продвинутый синтезатор «Синти-100». Его даже научили говорить слово «мама». Именно на этом синтезаторе Артемьев сочинил знаменитый саундтрек к фильму «Сибириада».

Эпоха брейк-данса

– А как за границей воспринимали советских «электронщиков»?

– За рубежом электронная музыка, конечно, развивалась активнее. Но это не значит, что по качеству мы сильно уступали Западу. В Европе признавали немногих музыкантов. Особняком стоит имя Михаила Чекалина – пожалуй, одного из самых талантливых композиторов. Он записал около 80 компакт-дисков. Его первый альбом «Медитативная музыка для препарированного электрооргана», записанный на заре 80-х, ничем не уступает сочинениям знаменитого Клауса Шульце. Чекалина издавали зарубежные лейблы, но эмигрировать за рубеж ради мирового признания музыкант отказался.

Фото: личная страница "ВКонтакте" Тимофея Чаплюка

Он создавал шедевры, понятные немногим, но были у него и композиции для массовой аудитории. Это Чекалин сочинил музыку для первых советских танцоров брейк-данса. Все московские студенты в конце 1980-х зажигали на улицах под его кассеты.

Михаилу Чекалину сейчас 63 года, он продолжает работать. Я близко с ним знаком: он для меня и друг, и учитель.

– Значит, вы тоже сочиняете электронную музыку?

– Да, вот уже почти десять лет. Это для меня маниакальная страсть. За это время в моем столе накопились десятки альбомов в разных жанрах, от ритуальных эмбиентов до мелодичного прогрессив-рока.

В 2016 году мне повезло: я издался на одном из крупных французских лейблов. На тот момент российских исполнителей там были единицы. Вдвойне приятно, что моё имя красовалось в одном ряду с такими именитыми музыкантами, как Чекалин и Артемьев. Но всё-таки пробиться порой бывает очень непросто.

Сегодня, я думаю, нам в России нужна своя электронная сцена, неповторимый стиль. Только так мы сможем двигаться дальше в жанре электронного звучания.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах