«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – говорил Владимир Ленин, и с вождём мирового пролетариата сложно не согласиться. Вы можете не слушать классическую музыку, совсем не читать книг, равнодушно взирать на шедевры живописи и скульптуры, но фильмы – того или иного жанра – наверное, смотрят все без исключения…
Золотой век
Одним из родоначальников искусства синема у нас в регионе был известный фотограф, первый на Урале кинооператор Вениамин Метенков. Он был пионером киносъёмок, снял семь картин, в том числе «Добычу мрамора в окрестностях Екатеринбурга» (1902) и «Торжества по случаю 10-летия начала мировой войны» (1924).
Однако золотой век уральского кинематографа, ставшего одним из знаковых культурных явлений не только нашего региона, но и всей России, несомненно, связан со Свердловской киностудией. Созданная в 1943 году – в самый разгар войны с фашистами – киностудия создала более 210 художественных и 600 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 анимационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Показательно, что, несмотря на войну, первым шедевром, созданным уральскими кинематографистами, стала не трагедия или драма, а комедия! Нет, поначалу перед руководством объединения поставили задачу снять фильм о войне. Но потом в Москве решили, что военных кинокартин и без того снимается достаточно и в это тяжёлое время нужно обязательно доставить зрителю хоть какую-то радость. Именно поэтому первым художественным фильмом стала музыкальная комедия «Сильва» по оперетте Имре Кальмана.
Наши люди
Среди лучших художественных работ Свердловской киностудии – «Сильные духом», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Один и без оружия», «На исходе лета», «Демидовы», «Зеркало для героя», «Первые на Луне». Начиная с 1950-х годов широкую известность получили новаторские поиски в документальном и научно-популярном кино, а с 1973 года уральцы начали заниматься ещё и анимацией.
Конечно же, уральский кинематограф неразрывно связан с именем мастера Ярополка Лапшина, который отдал Свердловской киностудии 50 лет своей жизни. За это время им было снято свыше 20 художественных фильмов.
Фильм «на коленке»
Сегодня ситуацию на региональном кинорынке спасают разве что активисты. Молодые люди, влюблённые в своё дело и способные горы свернуть – причём «не благодаря, а вопреки». Пример тому – режиссёр Андрей Григорьев, в своё время снявший документальный фильм о ветеране ВОВ Николае Васенине. Впрочем, одними съёмками дело не обошлось. Киношнику пришлось самостоятельно искать спонсоров, делать рекламу и колесить по городам России и зарубежья в попытках раскрутить своё творение.
Ещё один пример – Антон Елисеев, чей фильм «Хорошая девочка Лида» покажут осенью на «Кинотавре». «Года полтора назад попросил студентов-режиссёров снять фильм «на коленке», без бюджета, на телефон. Антон Елисеев снял такой фильм по пьесе Романа Козырчикова и позвал моих актёров – Владислава Мелихова и Викторию Лемешенко», – рассказал драматург Николай Коляда.
Другая проблема – отсутствие у свердловского зрителя интереса к сложному и заставляющему думать кино. В фаворе у людей – мультиплексы, расположенные в торговых центрах, где можно убить сразу несколько зайцев: и по магазинам прогуляться, и поесть, и блокбастер посмотреть. В Екатеринбурге около двадцати кинотеатров, не считая кинозалов. И, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем кинотеатры-долгожители, работающие в старом формате, не выдержат конкурентной гонки и будут вынуждены закрыться. Это уже произошло с «Салютом», «Колизеем» и рядом других учреждений.
Да, в области ещё сохраняются кинотеатры, которые помимо коммерческого репертуара стараются показывать интересные и неоднозначные фильмы, призывающие зрителя иначе взглянуть на вещи вокруг. Но подобное встречается всё реже. Чтобы оставаться на плаву, необходимо быть в системе и крутить бесконечные картины про Бэтменов и Суперменов. Переломным периодом для российского зрителя стали 90-е годы, когда с Запада хлынуло огромное количество низкокачественных фильмов. Народ пошёл смотреть и… привык. А переучивать уже гораздо сложнее.
Впрочем, в этом году начался масштабный «перезапуск» Свердловской киностудии. Уже осенью здесь начнутся бесплатные занятия в киношколе. Обучение по разным специальностям (механик камеры, осветитель, ассистент художника-постановщика, ассистент художника по гриму) смогут пройти 40 человек. Заявки принимаются до 31 августа, так что успевайте!
«Сегодня на Урале есть лишь сотня профессионалов, причём большая часть их уже в преклонном возрасте, – говорит руководитель киностудии Виктор Шадрин. – При этом один из самых частых запросов от продюсеров, которые планируют работать в нашем регионе, касается как раз специалистов второго состава, которых на практике выгоднее нанимать на месте».
А вот документалистика на Урале традиционно процветает. Именно в Екатеринбурге проходит Открытый фестиваль документального кино «Россия». Изначально он задумывался как «кочующий»: первый провели в 1988 году в Свердловске, второй – в Воронеже. Но у воронежских зрителей фестиваль успеха не имел, и было принято решение поселить его на Урале навсегда.
Напомним также, что газета «Аргументы и Факты» активно участвует в программе фестиваля. Корреспонденты издания внимательно следят за всеми показами и по итогам проекта вручают специальную награду, которая называется «Герой нашего времени».
Требуется перезагрузка
Председатель Свердловской организации Союза кинематографистов РФ Владимир Макеранец:
– После развала СССР Свердловская киностудия испытывала те же процессы, что и весь отечественный кинематограф. По сути дела, хорошо чувствовал себя только «Мосфильм», потому что получал государственное финансирование, все остальные были в глубоком кризисе. Сегодня от команды профессионалов не осталось никого. Кто-то перебрался в столицу или Питер, а кого-то уже нет в живых.
Однако в этом году на уровне Минкульта РФ было принято решение о возрождении нашей киностудии. Предстоит не только готовить профессионалов, так называемый второй состав кинематографистов, но и налаживать материально-техническую базу. Эйзенштейны в кинематографе не появляются сами по себе, их необходимо обучать и воспитывать. Кроме того, нужны качественные, талантливые, интересные сценарии. Работа предстоит очень большая.
Что касается документального кино, то у нас всегда были сильные документальные и научно-популярные фильмы.
Метроном совести
Галина Хорошавина, режиссёр-документалист
Окончив театральное училище с красным дипломом, а много позже и театральный институт, я всё-таки, по семейным обстоятельствам, сделала выбор в пользу телевидения.
Но успела сняться в нескольких фильмах. Играла, например, эпизодическую роль в «Вечном зове» Краснопольского и Ускова. Помню, приехала на съёмочную площадку вся такая дерзкая, модная, «перья в стороны», а режиссёр: «Мне вообще-то русский типаж нужен». Нет проблем, говорю. Позаимствовала у какой-то девушки платочек, волосы на прямой пробор причесала: «Вам нужна Маня? Пожалуйста».
То, что сегодня в кинематографе происходит, воспринимаю болезненно. Нынешние бесконечные сериалы, которые гонят по телевидению, воспринимаю как личное оскорбление. Это же, извините, сплошная порнография какая-то. Или «сопли-вопли», или «ментовские войны». Какие образы молодёжи навязываются? Почему сплошная чернуха? Разве только из этого состоит наша жизнь? Нет, конечно! В ней столько прекрасного, светлого, вдохновляющего. Столько примеров для подражания. Где сегодня эти примеры можно увидеть? По телевизору? Очень хорошо поискать надо. В интернете? Это большая помойка. Одна надежда на кинематограф.
Одна из задач кино, на мой взгляд, – формирование поведенческих приоритетов (достойных, а не «губы накачала, делай, как я»), обозначение берегов, за которые ни при каких обстоятельствах заходить нельзя (где угодно: в любви, в дружбе, в бизнесе и так далее), напоминание о базовых ценностях. О любви к Родине в том числе. Потому что не может человек жить без любви к родной земле, к Отечеству. Кино – это не развлечение, это воспитание, формирование человека, личности. Это метроном совести, если хотите. Но чтобы кино выполняло эту задачу, оно должно быть мощно, достоверно, убедительно снято.
Считаю, что Свердловскую киностудию можно реанимировать, но для этого в руководстве должен стоять не деляга, а грамотный, талантливый управленец. Кроме того, кинематографисты ни в коем случае не должны идти на поводу у публики и потакать низменным инстинктам толпы.