aif.ru counter
156

Не детские темы. О чем сегодня пишут лауреаты премии Владислава Крапивина

Писатель Ольга Колпакова - о «Крапивинке» в судьбе авторов и взрослых темах в детской литературе.

Из личного архива

Накануне 80-летия Командора – таков заслуженный титул писателя Владислава Крапивина – в Екатеринбурге были определены лауреаты Международной детской литературной, «крапивинской», премии. О современных особенностях произведений для подрастающего поколения мы беседуем с писателем, членом жюри премии Ольгой Колпаковой.

Открытия

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Ольга, номинанты детской литературной премии Владислава Крапивина всегда демонстрируют тематическое разнообразие…

Ольга Колпакова: Этот год не стал исключением. Темы, традиционно, разнообразные и интересные. Это нас всегда радует и удивляет. Казалось бы, всё уже неоднократно пересказано, но авторы находят какой-то новый поворот. Например, в этом году на премии представлена очень интересная книга Марии Ботевой «Сад имени т.с.». Это история про то, как семья узнаёт, что их дедушка был не просто ветераном Великой Отечественной войны, а тем героем, который поднял знамя над Рейхстагом. Но ему было запрещено говорить об этом, поскольку на эту роль были «назначены» другие люди; а он сквозь всю жизнь пронёс в себе эту обиду и в итоге спился. Дедушка уже ушёл из жизни, но семья думает, как с этим быть, что делать. С одной стороны, им хочется рассказать про своего деда, увековечить его память, а с другой - он же не идеальный герой. Интересная тема, и Мария пишет в своём индивидуальном стиле, её ни с кем из авторов не спутаешь, у неё есть ярые поклонники и яростные противники.

Замечу, что книги Марии Ботевой попадали в список «Белые вороны» Международной мюнхенской юношеской библиотеки, в который ежегодно «зачисляется» 250 книг со всего света, рекомендованных для индивидуального прочтения и педагогам школ для работы. В том числе в этот список попала и её книга «Мороженое в вафельных стаканчиках», которая в своё время также была представлена в финале премии Владислава Крапивина.

Всё-таки «Крапивинка» играет свою роль в литературной судьбе авторов-финалистов. Скажем, я считаю, наша заслуга, что мы открыли Викторию Ледерман. Конечно, она со временем «открылась» бы и без нас, но… Виктория долгое время рассылала тексты, которые укладывались в издательствах в плотные стопки, а в Екатеринбурге прямо на премии она подписала контракт и с тех пор является одним из ведущих авторов московского издательства. Она пишет добротные приключенческие истории. Да, может быть, это и не открытие в литературе, но дети читают их с удовольствием, потому что написаны они задорно, весело, – Виктория педагог, она знает, как подать детям материал.

Другой пример – Ариадна Борисова, наше открытие самого первого сезона. Очень хороший взрослый автор, которого знали исключительно в Якутии, но вдруг она выходит с детской книжкой «Записки для моих потомков», и благодаря конкурсу книга издаётся в Москве и становится бестселлером.

И ещё о роли премии. На обороте многих книг наших авторов написано: «Международная детская литературная премия Владислава Крапивина». То есть издатели этим гордятся и указывают, что автором получена такая премия.

237 авторов
участвовало в «Крапивинке».

Вечные темы

- Приключения – это понятно, а вот такие взрослые, серьёзные истории, как у Марии Ботевой, также пользуются популярностью у юных читателей?

- Может быть, подростки самостоятельно и не выберут подобные книги в магазине, но ведь с ними работают библиотекари, педагоги. Я могу судить по своей «Полынной ёлке» (первая детская книга о депортации, основанная на воспоминаниях дедушки автора и учительницы немецкого языка. – Прим. ред.), что эти темы востребованы. Мне до сих пор пишут, звонят, причем часто взрослые люди. Это, во-первых, приятно, а во-вторых, удивительно – взрослый человек читает детскую книгу, и у него возникает желание высказаться. Это дорогого стоит. Хотя сегодня грань между взрослой и детской литературой не такая явная: многие родители читают книги, адресованные детям, а потом обсуждают их с ними.

- Предположу, что произведения современных авторов существенно отличаются от тех, что писал Владислав Крапивин. Так ли это?

- Начнём с того, что последние книги Владислава Петровича посвящены очень современным вопросам. И потом, по большому счёту, в детской литературе во все времена поднимаются вечные темы – дружба, предательство, взрослые, которые тебя не понимают… Может быть, сейчас стало меньше романтики, больше разнообразных характеров, мир взрослых и мир детей стал посложнее. А в остальном я не вижу какой-то пропасти между классиком и современными авторами.

Да и вообще, сегодня для детской литературы очень благоприятная ситуация, издательств множество. И это здорово!

- Что в таком случае делает автора конкурентоспособным?

- А нет особой конкуренции, у каждого своя ниша.

- Ольга, несколько лет тому назад лауреатом литературной премии Крапивина стала Аделия Амраева с книгой «Я хочу жить», в которой была поднята тема детского суицида…

- Книга вышла на волне обсуждения этой темы в обществе. Аделия говорит об этом очень деликатно, осторожно, правильно. Она показала состояние ребёнка, показала то окружение, которое вводит его в это состояние. А самые страшные моменты она показала в историческом ракурсе – очень давно, в Средневековье, ребёнок выпрыгнул из башни, потому что ему казалось, что надеяться больше не на что. А надеяться было на что! Но он не видел этой перспективы, и сейчас, став призраком, он понимает, что так бы не сделал. И судьба этого призрака Иво - приходить на помощь подросткам, находящимся на грани. В итоге главные герои не только находят в себе силы жить, но и понимают, что жизнь прекрасна.

Конечно, такие книги очень важно читать родителям, ведь мы иногда до последнего не догадываемся, что творится в душе и голове подростка.

КСТАТИ
Лауреатами Международной детской литературной премии Владислава Крапивина стали: Виктория Ледерман - «Теория невероятностей», Самара (приз Командора); Серафима Орлова - «Голова-жестянка», Омск (приз взрослого жюри); Игорь Свинин - «Наследники Триглава», Челябинская область (приз детского жюри); Юлия Симбирская «- Дальние берега», «Лиля», Ярославль (приз литературного совета).

История один в один

- Многие ли участники премии разговаривают в своих книгах с подростками на столь «не детские» темы?

- Да, многие. Сегодня ведь стало позволительно говорить с подростками на серьёзные темы. Это Владислав Петрович был тем смелым писателем, который, один из немногих, поднимал проблемы подростков, описывал конфликтные ситуации. А сегодня многие на этом строят свои произведения. Вот, например, в этом году в числе финалистов премии была Мария Агапова с повестью «Моя невозможная мама». В ней рассказывается о том, как весёлая, безбашенная, неустроенная в жизни мама оказывается на грани лишения родительских прав и как окружающие помогают ей выйти из этой ситуации, как ей помогает сын, что он делает, чтобы не оказаться в детском доме.

И что вы думаете? Мы ещё не подвели итоги премии, как я читаю новость: в Екатеринбурге в социальных сетях люди организовались, чтобы помочь папе-инвалиду, которому также грозило лишение родительских прав. Они отремонтировали ему квартиру, принесли ребёнку вещи… Один к одному история!

Ещё один пример серьёзной темы – «Голова-жестянка» Серафимы Орловой. Это история про очень злую девочку, долго лежащую в больнице, испортившую отношения со всеми, «достающую» своих друзей. Так чётко, так детально выписан характер подростка! В итоге увлечение робототехникой помогает этой девочке привыкнуть, притереться к этому миру, что-то переоценить… Замечательная вещь!

А «Моя Аника» Александры Зайцевой вообще написана от имени мальчика-аутиста. Очень здорово и очень понятно рассказано, как он видит мир. И ты сразу по-другому начинаешь воспринимать людей, которые на тебя не похожи, начинаешь их понимать.

- Владислав Петрович читает все тексты финалистов конкурса? Он строго подходит к их оценке?

- Безусловно, он читает всё. У нас есть номинация «Выбор Командора» - победителя в ней выбирает Крапивин своим решением, никто на него не влияет.

 Владислав Петрович, конечно, очень серьёзно подходит к своей миссии председателя жюри премии, но вместе с тем он очень снисходителен. Ему нравится, что пишут современные авторы, и он особенно радуется, когда в детской литературе проявляют себя мужчины. Командор всегда желает нашим авторам творческих успехов, чтобы их книги издавались и доходили до детей.

ДОСЬЕ
Ольга Колпакова родилась в Алтайском крае, в учительской семье. Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Журналист, писатель, лауреат российских конкурсов и фестивалей детской книги, председатель «Содружества детских писателей», член Союза писателей России.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Урал лето украл. Как пройдут последние выходные августа?
  2. Источник заразы. Как избежать контакта с паразитами в еде?
  3. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге
  4. Опасный сезон. Как не отравиться лесными грибами?

Самое интересное в регионах
Роскачество