Примерное время чтения: 11 минут
564

Обрели сокровище. Как уральский музей получил коллекцию хорватского наива

Сумерки на Драве. Владимир Иванчан (р. 1954), Собрание В.А.Темкина
Сумерки на Драве. Владимир Иванчан (р. 1954), Собрание В.А.Темкина Из личного архива

Хорватское наивное искусство отличает уникальная техника – художники пишут картины на обратной стороне стекла. Но не только этим интересны шедевры, которые представлены на выставке «Генеральное поступление». Об этом мы говорим с заведующим отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, куратором Музея наивного искусства, кандидатом философских наук Андреем Бобрихиным. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Народные иконы

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Андрей Анатольевич, чем уникальна экспозиция хорватского наивного искусства вашего музея?

Андрей Бобрихин: - Начнём с того, что это единственная коллекция хорватского наива в России. К слову, долгое время он назывался югославским, потому что в процессе его появления были задействованы и сербы, и черногорцы и так далее. А вообще, исторически это явление, распространённое от Баварии через Балканы до Западной Украины.  В нашем музее представлены подлинники икон XVII, XVIII, XIX веков, которые писались на обратной стороне стекла. Мы во время экскурсий проводили мастер-класс для посетителей, чтобы они познакомились с этой техникой. Художник рисует масляными красками на обратной стороне стекла, а законченная работа демонстрируется на лицевой. Поэтому рисовать надо в обратной последовательности: сначала блики, штрихи и так далее, а потом уже, допустим, тело человека. В результате получается очень чистое по цвету, очень яркое, гладкое изображение, а все «грехи» - фактура мазка - остаются сзади.

Это очень сложная техника. Участники наших мастер-классов признавались, что устали так, будто траншею прокопали. И нагрузка на мозг какая!

Иван Генералич и Крсто Хегедушич, сю Хлебине, 1934 г.
Иван Генералич и Крсто Хегедушич, с. Хлебине, 1934 г. Фото: Из личного архива

- Это канонические иконы?

- Нет, народные, ремесленные. Сначала артельщики ходили по деревням и продавали их, а потом крестьяне сами научились рисовать. Но написаны они полностью по каноническим сюжетам: Рождество, бегство в Египет, Богородица, святые…

В 30-е годы ХХ века профессиональный художник Крсто Хегедушич решил сделать ставку на народное искусство для формирования национальной самоидентичности. Тогда интеллигенция искала пути для художественного выражения национального характера и в этом поиске сделала ставку на народное искусство, на крестьянских мастеров. Группа художников нашла несколько парнишек, научила их рисовать – познакомила с базовыми вещами изобразительного искусства: как карандаш держать, как цвета смешивать и так далее. Хегедушич всегда увлекался Брейгелем… В 1933 году он издал книжку рисунков крестьянских самоучек, в которую вошли и работы будущего классика хорватского наивного искусства Ивана Генералича – одного из парнишек, которого Хегедушич увидел рисующим в магазине своего дяди на обёрточной бумаге.  Эти рисунки в книге очень напоминали брейгелевские композиции – сюжеты с крестьянами, потешными сценками. И вообще, впоследствии на протяжении семидесяти лет в хорватском наивном искусстве эта «брейгелевищина» - сюжеты из сельской жизни - очень хорошо видна. Ни на одной картине нет ни мотоциклов, ни тракторов, ни автомобилей – сплошь пасторальная деревня.   

После Второй мировой войны из этих парнишек остался один – Иван Генералич, он и стал основателем этого направления – югославского примитивизма. Анри Руссо, Пиросмани и Иван Генералич – величайшие вершины наивного искусства.

Иван Генералич
Иван Генералич. Фото: Из личного архива

Это не слАбо!

- Как музей Екатеринбурга стал обладателем уникальной коллекции?

- Я познакомился с единственным в нашей стране коллекционером хорватского наивного искусства Владимиром Тёмкиным. В 2015 году он приехал к нам на открытие выставки, и я ему сказал: «Первая привозная выставка в нашем музее будет твоя». Потом он подарил нам одну картину, а в 2019 году мы провели выставку «Чудо хорватского наива». Самое точное название – это действительно чудо! Полсотни крестьян – виноградари, виноделы, пчеловоды и так далее - на севере Хорватии, в медвежьем углу, зимой рисовали потрясающие картинки.

А весной прошлого года я позвонил Тёмкину: «Володя, той картине, которую ты нам подарил, скучно». И тут выяснилось, что в силу обстоятельств он задумал подарить свою коллекцию какому-нибудь музею. Было решено, что это будет наш музей, – у нас молодая, энергичная команда, мы активно развиваемся… В общем, летом коллекция была в Екатеринбурге, а в декабре мы открыли эту выставку.

Портрет крестьянина. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание В.А.Темкина.
Портрет крестьянина. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- Он преподнёс вам её в дар?

- В целом, да. Это 131 работа, из них 19 были с помощью спонсоров приобретены за деньги, остальные – переданы нам в дар. Это не слАбо!

- Что отличает хорватский наив от всего другого?

- Прежде всего, техника. На стекле пишут немного в Хорватии, в Сербии, немного в Болгарии… У нас представлены четыре поколения – целая школа! Хотя, на самом деле, никакой школы не было. Они учились у Генералича, потом друг у друга. Самому младшему художнику – Дражену Тетецу – 52 года. К сожалению, в настоящее время в Хорватии традиция наивного искусства не продолжается, молодым это, увы, не интересно. Расцвет хорватского наивного искусства пришёлся на конец прошлого века, и это признанные мировые шедевры. 

Хорватский наив по тематике существенно отличается от российского наива, который был социально ангажирован. При этом по тематике и стилистике он совсем не отличается, например, от  болгарского. Разве что болгарский более «анимационный», он больше похож на детские иллюстрации. Хорватский наив похож на румынский, южно-немецкий, сербский. Но немцы на стекле не рисуют, а в Сербии есть одно село, где продолжают традиции старой Югославии, но и там уже они сходят на нет.

Хлеб и рыба. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание В.А.Темкина
Хлеб и рыба. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- То есть пройдёт какое-то время и…

- Такого уже точно больше никто не нарисует!   

Правда жизни

- На картинах, представленных в музее, множество предметов быта, сценок из крестьянской жизни… Это художественная стилизация?

- Нет-нет, они рисуют свою повседневную жизнь. Главное, что они рисуют её в контексте пейзажа, потому что они фанаты своей земли. К примеру, река Драва – это вообще главный герой произведений. Обычно  в работах хорватского наива на первом плане или натюрморт, или портрет, или какая-то бытовая сцена,  а на дальнем обязательно пейзаж. Это образец истинного патриотизма. 

Что интересно, натюрморты в хорватском наиве показывают плоды крестьянского труда: масло, хлеб, рыба, лимон, лук, картофель, мангольд… То есть, понимаете, всё, что они рисуют, прошло через их руки и через их ноги. Всё, что они исходили ногами, всё, что сделали руками, – ничего не выдумывают. Хотя есть и художники, которые рисуют фантастические сцены. Скажем, Владимир Иванчан рисует родную реку Драву в мистическом ключе. Но в основном они изображают события реальной жизни. Причём сами художники, несмотря на мировую славу, не оторвались от земли. Они живут в селе, крестьянствуют. 

- А почему на многих картинах присутствует петух?

-  Петух – один из двух главных символов хорватского наива и всего региона Подравины (территории в долине реки Дравы. - Ред.). Петух  - это граница ночи и дня, строгий глава куриной семьи, тотемный персонаж в той местности.

Кстати, на выставке есть картина, на которой изображён петух, связанная с Екатеринбургом и с творчеством Миши Брусиловского. Помните сюжет из Евангелия: Иисус говорит апостолу Петру, чтот тот отречётся от него трижды до того, как пропоёт петух? Так вот, коллекционер Владимир Тёмкин любит творчество Брусиловского, у которого, как известно, есть целый цикл «Пётр и петух». Владимир, когда ездил в Хорватию, рассказал Дражену Тетецу об этом цикле, показал альбом художника… И Тетец в память о Брусиловском написал картину «Пётр и петух».

Петр и петух. Дражен Тетец (р. 1972). Собрание В.А.Темкина
Петр и петух. Дражен Тетец (р. 1972). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- Рискну предположить, что многим посетителям музея сложно «прочитать» контекст работ хорватских художников, символы без комментариев специалиста.

- Это касается всех выставок, не только «хорватской». Некоторые люди признаются: если бы мы экскурсовода не послушали, ничего бы не поняли. Поэтому мы предлагаем знакомиться с коллекцией хорватского наивного искусства с помощью экскурсовода. Кроме того, у нас есть зал, где мы показываем контекст: картина, а рядом фотография события. И, знаете, многие посетители приходят на эту выставку несколько раз. Впрочем, это не удивительно. Мы обрели сокровище. Это, действительно, «Генеральное поступление». Во-первых, у Генералича в своё время была выставка «Генералы и моя армия», а во-вторых, это генеральное событие в музейной жизни. Думаю, большинство музеев наива (их в стране несколько) нам немного завидуют.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах