Примерное время чтения: 8 минут
279

«Абстракция – громоотвод». Уральская художница – об искусстве в душах людей

Наталья Гартман, художница и руководитель екатеринбургской Галереи Современного Искусства «Грани», раскрывает тайну абстракционизма и «спирали художников». Она делится опытом творца «со стажем» и отвечает на главный вопрос: живо ли искусство в душах людей? Подробности читайте на ural.aif.ru.

«Это не езда на велосипеде»

Анастасия Шабалина: - Наталья, расскажите о своих первых шагах на творческом пути. Пришлось ли столкнуться со сложностями?

Наталья Гартман: - Я начала свою творческую стезю с художественной школы, как и все. По профессии я модельер-конструктор. Сейчас это направление называют дизайном, хотя я и не оканчивала художественное училище. Затем родила ребенка, и тогда произошел провал в рисовании на 18 лет. Пыталась, но не получалось, потому что это не езда на велосипеде: мозг у тебя помнит, а руки не делают.

Когда переехала в Екатеринбург (я родом из Волгограда), начала рисовать, искать единомышленников. Нашла школу в ДКЖ (Дворец культуры железнодорожников. – Ред.), до этого брала частные уроки, но поняла, что мне нужно больше общения, ведь оказалась в чужом городе…

Я поехала в Москву, поскольку чувствовала: совершенству нет предела! Мне нужны были уроки. Судьба свела меня с прекрасным педагогом Светланой Румак. Именно она смогла пробудить мою фантазию от глубокого сна. Я призналась ей, что по натуре реалист и что образы не рождаются в моей голове. На что Светлана спокойно ответила: «Все придет, пока срисовывай у меня». Это были потрясающие уроки.

- Что важно знать начинающим художникам?

- Нужно учиться. Взять ремесло в руки. Мы бываем очень способными, но не знаем, как воплотить мысли в реальность.

Времени невероятно мало. Нужно искать хороших учителей, которые поддержат и научат бережно к себе относиться.

Но бесплатно опыт не дается. К этому нужно подходить с благодарностью. Ведь если бы не Светлана, я бы, наверное, бросила свою творческую стезю. Когда пришла к ней, поняла: я могу все, что угодно.

За любую возможность надо хвататься. Ходить и смотреть на чужие работы. Ходить по выставкам, по музеям – насмотренность очень важна. Это развитие вкуса.

- Но ведь не всегда мы наполнены вдохновением, по какой причине оно покидает нас?

- Дело в том, что развитие обычного человека идет по прямой. А энергия творческого – по спирали. Она раскручивается и приводит творца к определенной точке: это может быть выставка, законченный проект, даже недорисованная картина, непростое обучение. Главное, что твой энергетический запас иссяк и ты не можешь продолжать. Твоя творческая энергия в очередной раз в нулевой точке, в начале, это и есть выгорание.

И хорошо если та точка была успешной, а если она провалилась совсем? Если у тебя ничего не купили, если ты потерял поддержку, не хочешь брать кисти в руки... Начнется ход спирали заново или нет? Не держитесь за одну работу. Чем дольше не отпускаете ее, тем меньше обмен энергией.

 «Екатеринбург очень рисующий»

- Чего художнику нужно опасаться на своем творческом пути?

- Сейчас в творческом мире сложно. Как у меня сын сказал однажды: «Все уже создано». Конкуренция огромная, а в нашем городе особенно. Екатеринбург очень рисующий.

Люди хотят удивления, но при этом, когда ты выставляешь эпатаж, они это не принимают. Удивить очень сложно, но тот, кто не может без творчества, все равно будет жить, ловя вдохновение. Неважно, продаются ли его работы, поддерживают ли его.

- Наталья, раскройте секрет. Почему сейчас так актуален абстракционизм? Почему людям так хочется созерцать непостижимое?

- Абстракции – это словно яркий цветовой акцент в квартире. Но мало кто понимает, что они являются своеобразными энергетическими громоотводами.

Очень много негатива вокруг. Люди стараются выплеснуть все плохое, что накопили за день в магазинах, в толпе, за рулем. У нас в галерее они тоже часто выплескивают плохое настроение, иногда так, что хочется пойти и все окропить святой водой.

Абстракция – это сбор и отдача. Человек приходит домой. Он падает на диван, поднимает глаза, и в этот момент перед ним должна быть абстракция. Не телевизор. Он отдает свою негативную энергию, затем рассматривает картину, и она ему возвращает энергию положительную. Получается энергообмен.

 Абстракция состоит из многих загадочных деталей, и ты видишь новое в разные моменты своего состояния. Но опять же абстракция должна быть «моя». Человек должен видеть это у себя на стене. Именно поэтому абстракции бьют все показатели по продажам. Люди это чувствуют.

- Мы живем в строгом урбанистическом мире, продолжают ли люди испытывать тягу к прекрасному?

- Да, люди стали только больше ценить искусство. Ведь сейчас творчество — это про энергетику. Сейчас тема энергетики у всех на устах. Много внимания уделяется внутреннему миру. У нас в галерее это наблюдается ежедневно. Бывают, что люди не понимают, по какой причине они идут к работе, почему та или иная картина их притягивает.

Также все больше вопросов про вложения. Если год назад никто не задавал таких вопросов, то сейчас часто спрашивают: «Будет ли эта работа хорошим вложением?» Искусство представляется как инвестиция. Я могу подсказать, имеет ли художник имеет большое будущее, но таких единицы. Помогу сделать выбор между двумя картинами, ведь считаю, что это наша работа.

Зал «ню»

- Ваша выставка, которая сейчас проходит в одном из крупных торговых центров Екатеринбурга, посвящена работам современных художников. Что значит она для нашего города?

- Это воспитание вкуса. Напомню, у нас не музей. Галерея «Грани» – это про интерьерное искусство. У нас почти любой может позволить себе приобрести небольшую работу. Мы можем показать людям работы, а творцам дать возможность проявить себя.

Художники всегда несут добро, какое бы состояние у них ни было. Для города галерея – это душевный покой, успокоение, потому что негатив душит нас ежедневно. Многие приходят, чтобы разгрузиться после рабочего дня.

Для некоторых посетителей это продвижение своего собственного пути. Ведь у нас зал «ню» не просто так работает: доказано, что просмотр качественных картин с обнаженной натурой способствует развитию в своем деле. Правда, сами художники иногда стесняются выставлять работы, мне приходится их уговаривать!

Знаете, ведь искусство живет дольше, чем мы. Смотришь на произведение искусства и думаешь: «Картина будет жить вечно. А что с моей жизнью?» Затем приходят следующие мысли: «Эта проблема не так велика. Пойду разберусь». И жить после соприкосновения с прекрасным становится легче.

- Как можно повысить и поддержать интерес аудитории к искусству?

- Сложный вопрос, потому что кто-то изначально настроен на искусство. А кому-то надо воспитывать насмотренность.

Людям важно понять, что искусство открыто каждому. Нужно позволить себе попробовать понять его, воспринимать как новый опыт. Мой совет: заходите в галерею с чувством, что вы сейчас для себя что-то найдете.

Нужно брать с собой детей, просить, чтобы сотрудники рассказали о картинах. Мы с удовольствием раскрываем внутренний мир произведения. Но, к сожалению, часто люди не хотят слушать или боятся задать вопрос. А некоторые думают, что галерея – это только про «продать». На самом деле, галерея – это больше про «показать», обменяться энергией.

Кстати, на голодный желудок ходить в галерею плохо. У вашего мозга в такие моменты нет энергии на осмысление искусства. А если еще на картинах еда!..

Художникам невероятно важна обратная связь, поэтому, когда мы слышим отзывы от посетителей, мы их обязательно передаем авторам Это очень приятно: не купили работу, но были отзывы – это уже плюс. «Я пошел работать дальше, я уже что-то значу» – это мотивирует, действует, словно глоток свежего воздуха.

- Как будет развиваться интерес аудитории дальше: активность снизится или наоборот? Почему?

- Мне кажется, не снизится. Сейчас как раз набирает обороты идея индивидуализма, популярна ручная работа. Внутренний мир у каждого свой, и нужно его поддерживать, это очень актуально. Мне кажется, интерес людей к творчеству, наоборот, будет только расти. Это не может не радовать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах