Примерное время чтения: 12 минут
298

«Валенки Бажова». Где на Урале снимают мультфильмы

Художественный руководитель студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов с Надеждой Добрыниной, художником-постановщиком анимационного фильма
Художественный руководитель студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов с Надеждой Добрыниной, художником-постановщиком анимационного фильма "Валенки Бажова" / Ольга Романова / Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

А знаете ли вы, что в лесах Свердловской области, близ Нижних Серег, живут щелпы – лесные духи? Что Шигирский идол – символ веры человека в себя, в светлое настоящее и будущее, символ целеустремленности? Об этом и многом другом, связанном с родным Уралом и его богатыми традициями и преданиями, – мультфильмы уральских художников-аниматоров. Кстати, радушно принятые и высоко отмеченные на российских и международных кино- и анимационных фестивалях.

Создается это мультипликационное достояние Урала в Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области. О достижениях, авторском взгляде, доброй школе советской мультипликации и амбициозных творческих планах на будущее «АиФ-Урал» рассказал режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области Сергей Айнутдинов. Подробности читайте на ural.aif.ru.

Кадр из анимационного фильм
Кадр из анимационного фильм "Про щелпов" режиссера Сергея Айнутдинова  Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Почему Первоуральск?

Ольга Романова, «Аргументы и Факты – Урал»: – Сергей Сагитович, как получилось, что студию анимации под вашим руководством открыли в Первоуральске?

Сергей Айнутдинов: Когда было построено здание Инновационного культурного центра (ИКЦ) в Первоуральске, встал вопрос о его содержательном наполнении. Я тогда состоял в Совете по культуре при губернаторе Свердловской области и в рамках очередного заседания представил кинематографистам концепцию создания студии анимации. Повод был отличный – в России готовились к Году кино. Идею одобрили, подкрепили финансами. Так 2018 году появилась единственная в регионе государственная студия анимации замкнутого цикла, в рамках которой делается всё: от первого штриха до последнего звука хорошего рисованного кино. Студия оснащена современным оборудованием, есть видеомонтажные, студия звукозаписи и сведения звука. И даже уникальное для Уральского региона пространство с реализацией технологии «захвата движения» Motion capture. Кстати, в России таких не много: по крайней мере, на Урале только у нас, в Первоуральске. Творческая база, особая гордость студии – именитые аниматоры. Диляра Сильницкая, Елена Лапшина, Наталья Кузьминых, Владимир Денисов — вот только несколько из них.

– Почему в связи с открытием студии говорят о возрождении уральской анимации?  

– Раньше анимация развивалась на Свердловской киностудии. Но пришли времена, когда киностудия вынуждена была заниматься выживанием, а не творчеством, поэтому возрождать государственные традиции мультипликации, по типу всеми любимых добрых советских мультфильмов, стала именно студия анимации ИКЦ. При этом говорить о том, что только мы возрождаем и сохраняем традиции уральской анимации, все же несколько несправедливо. В регионе существуют успешные частные инициативы – например, студии «Снега», «А-фильм».

Режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов
Режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Хорошие уральские байки

– О чем мультфильмы, создаваемые в Инновационном культурном центре?

– У нас была идея посеять в душах детей, еще на уровне детского сада, зерно любви к своему краю. И рассказать о нашем регионе за его пределами на языке, понятном любому зрителю. Так родился проект «Уральские байки», реализуемый при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Как и все проекты Студии анимации ИКЦ. Это серия мультфильмов, посвященных истории Урала. Мои «Валенки Бажова» и «Про щелпов», «Невьянская башня» и «Любовь и мотоциклы» режиссера Елены Лапшиной, «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой. В их основе лежат местные легенды и поверья. С удивлением узнали, что у педагогов уральских школ есть потребность показывать эти мультфильмы на уроках. Потому что ленты не более десяти минут, при этом рассказывают о значимых для региона местах и событиях.

Кадр из анимационного фильма «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой в студии звукозаписи ИКЦ

Кадр из анимационного фильма «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой в студии звукозаписи ИКЦ Фото: АиФОльга Романова

На сегодня в «кинопортфеле» Студии анимации ИКЦ уже есть пять мультфильмов (шестой в производстве) и шесть документальных фильмов (седьмой и восьмой в производстве). Прекрасно, что у нас имеется возможность снимать мультфильмы на темы, связанные с нашим краем. Ведь сейчас никто, кроме нас, этим не занимается. А на Урале немало интересных историй, которые можно рассказать.

– В мультфильмах проекта «Уральские байки» много говорящей символики. Не боитесь, что для обычного зрителя могли «перемудрить»?

– Режиссеру важно доходчиво, внятно рассказать историю. При этом любое кино строится на метафорических изображениях. Оно всегда гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Хорошее кино только так и делается.

В мультфильме, как и в кино, восприятие многозначных образов зависит от уровня начитанности, насмотренности человека. При этом каждый зритель – ребенок, взрослый – интерпретирует образы по-своему. Скорее всего, те, кто был воспитан только на «Ну, погоди!», не смогут понять мой мультфильм «Валенки Бажова»... Там метафора на метафоре. А мне было важно именно так, сказочно, рассказать грустную, по сути, историю о последнем рабочем дне писателя Бажова. Вот и придумался образ, что валенки, как и произведения автора, пошли в народ.   

Кадр из анимационного фильма Кадр из анимационного фильма "Валенки Бажова" режиссера Сергея Айнутдинова Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Много метафор, образов содержится именно в мультфильмах для фестивалей. Поэтому большинство из них изначально снимаются для узкого круга специалистов и нацелены, прежде всего, на развитие анимации. Но и эти фильмы можно и нужно показывать, в том числе детям. Иначе… Знаете, чем меньше человек читает, тем больше он деградирует. Для серьезного кино это правило тоже справедливо.    

– А что говорят коллеги по цеху?

– Жюри всевозможных фестивалей отмечает высокий уровень наших работ: мультфильмы ИКЦ включают в основную программу, вручают призы. Поскольку в составе комиссии на многих конкурсах — мои коллеги по цеху, опытные художники, участие в фестивалях и признание наших работ и является профессиональной оценкой нашего творчества.

Все это приятно, но все-таки мне больше интересна реакция зала. По эмоциям зрителей можно сделать вывод, насколько адекватно ты рассказываешь историю, понятна ли она разной аудитории – детям и их родителям, студентам и коллегам из сферы кино. А вообще я свои фильмы смотреть не очень люблю. Кажется, нет предела совершенству...

Анимационные фильмы ИКЦ успешно участвуют в российских и международных конкурсах, фестивалях
Анимационные фильмы ИКЦ успешно участвуют в российских и международных конкурсах, фестивалях Фото: АиФ/ Ольга Романова

Скоро. В прокате

Какие у вас планы? Чего хотите добиться?

– Мы начинаем серьезную плотную работу с единственной для Урала студией «захвата движения» Motion capture. В планах запустить выпуск сериальной продукции. Да, я хочу выпустить нечто вроде нашей уральской «Маши и медведя»! А авторские фильмы будем делать в промежутках, в «передышках». Также, надеюсь, наши готовые анимационные фильмы скоро можно будет увидеть в Доме кино и Свердловском областном фильмофонде перед основными показами различных кинофильмов.   

Кадр из анимационного фильма
Кадр из анимационного фильма "Невьянская башня" режиссера Елены Лапшиной Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Что еще нужно для того, чтобы уральская анимация начала стремительно развиваться?

– Хорошие сценарии. Если такие найдутся, мы готовы к работе с ними. И новые таланты. Тенденция такова, что сейчас мультипликационные фильмы снимают нечасто и в основном это делают дебютанты. А после удачного старта уезжают, например, в Москву, где студий больше. Как же тогда развивать уральскую анимацию? У нас есть Уральский архитектурно-художественный университет, значит, будем ковать кадры и дебютировать. Сейчас делается ставка на талантливых ребят, но дебют должен быть подготовлен: человек должен поработать на всех этапах создания мультфильма – от прорисовщика или контуровщика до художника-постановщика и режиссера. Важно, чтобы дебютант понимал процесс создания фильмов и мог профессионально общаться со своими коллегами.    

О детях и будущем

– Студия еще и занимается обучением детей основам анимации. Насколько успешно это получается?

– Изначально мы ставили перед собой цель – создать детскую студию анимации для Первоуральска. Мы ее выполняем. При этом нет задачи сделать из всех воспитанников нашей детской студии аниматоров. Нам важно, чтобы дети развивались в разных направлениях, расширяли кругозор, пробовали что-то новое, в том числе создавать свои собственные мультфильмы. Спустя много лет эти ребята будут пересматривать свои первые мультфильмы, испытают чистые и светлые эмоции, вспомнят этот интересный период их жизни.  

Детская студия анимации Инновационного культурного центра в Первоуральске
Детская студия анимации Инновационного культурного центра в Первоуральске Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Анимация – это не просто умение рисовать. Эта работа требует самоотдачи, усидчивости, определенного склада характера. Можно быть хорошим спортсменом, учителем, врачом, а в свободное время заниматься какими-то другими делами. Рисовать же часами примерно одинаковые картинки — это сложно. Но если человек видит, как нарисованный им персонаж оживает, начинает двигаться, в этот момент в его душе загорается огонь. И этот огонь — катализатор для развития важнейших черт характера: умения довести до конца начатое, понимания, что благодаря терпению, усидчивости и труду ты гарантированно получишь результат. И это отличная база для всей дальнейшей жизни. Кажется, мульти-пульти, а сколько смысла... 

Кстати
Мультфильмы Инновационного культурного центра участвовали в фестивалях анимационного кино в России, Канаде, США, Бразилии. Выдающиеся награды: «Валенки Бажова» – призер в номинации «Лучшая режиссерская работа», Международный фестиваль «Молодой киновек» 2022 (Россия, Краснодар). «Про щелпов» – лауреат в номинации «Уральский метеорит», IX Кинофестиваль «Урал, я люблю тебя» 2022 (Россия, Челябинск). «Шигирская байка» – приз зрительских симпатий внеконкурсной программы XXVIII Открытого российского фестиваля анимационного кино 2023 (Россия, Суздаль). «Любовь и мотоциклы» – диплом специальной номинации «За любовь не только к мотоциклам» XXVIII Открытого российского фестиваля анимационного кино 2023 (Россия, Суздаль).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах