А знаете ли вы, что в лесах Свердловской области, близ Нижних Серег, живут щелпы – лесные духи? Что Шигирский идол – символ веры человека в себя, в светлое настоящее и будущее, символ целеустремленности? Об этом и многом другом, связанном с родным Уралом и его богатыми традициями и преданиями, – мультфильмы уральских художников-аниматоров. Кстати, радушно принятые и высоко отмеченные на российских и международных кино- и анимационных фестивалях.
Создается это мультипликационное достояние Урала в Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области. О достижениях, авторском взгляде, доброй школе советской мультипликации и амбициозных творческих планах на будущее «АиФ-Урал» рассказал режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области Сергей Айнутдинов. Подробности читайте на ural.aif.ru.
Почему Первоуральск?
Ольга Романова, «Аргументы и Факты – Урал»: – Сергей Сагитович, как получилось, что студию анимации под вашим руководством открыли в Первоуральске?
Сергей Айнутдинов: – Когда было построено здание Инновационного культурного центра (ИКЦ) в Первоуральске, встал вопрос о его содержательном наполнении. Я тогда состоял в Совете по культуре при губернаторе Свердловской области и в рамках очередного заседания представил кинематографистам концепцию создания студии анимации. Повод был отличный – в России готовились к Году кино. Идею одобрили, подкрепили финансами. Так 2018 году появилась единственная в регионе государственная студия анимации замкнутого цикла, в рамках которой делается всё: от первого штриха до последнего звука хорошего рисованного кино. Студия оснащена современным оборудованием, есть видеомонтажные, студия звукозаписи и сведения звука. И даже уникальное для Уральского региона пространство с реализацией технологии «захвата движения» Motion capture. Кстати, в России таких не много: по крайней мере, на Урале только у нас, в Первоуральске. Творческая база, особая гордость студии – именитые аниматоры. Диляра Сильницкая, Елена Лапшина, Наталья Кузьминых, Владимир Денисов — вот только несколько из них.
– Почему в связи с открытием студии говорят о возрождении уральской анимации?
– Раньше анимация развивалась на Свердловской киностудии. Но пришли времена, когда киностудия вынуждена была заниматься выживанием, а не творчеством, поэтому возрождать государственные традиции мультипликации, по типу всеми любимых добрых советских мультфильмов, стала именно студия анимации ИКЦ. При этом говорить о том, что только мы возрождаем и сохраняем традиции уральской анимации, все же несколько несправедливо. В регионе существуют успешные частные инициативы – например, студии «Снега», «А-фильм».
Хорошие уральские байки
– О чем мультфильмы, создаваемые в Инновационном культурном центре?
– У нас была идея посеять в душах детей, еще на уровне детского сада, зерно любви к своему краю. И рассказать о нашем регионе за его пределами на языке, понятном любому зрителю. Так родился проект «Уральские байки», реализуемый при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Как и все проекты Студии анимации ИКЦ. Это серия мультфильмов, посвященных истории Урала. Мои «Валенки Бажова» и «Про щелпов», «Невьянская башня» и «Любовь и мотоциклы» режиссера Елены Лапшиной, «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой. В их основе лежат местные легенды и поверья. С удивлением узнали, что у педагогов уральских школ есть потребность показывать эти мультфильмы на уроках. Потому что ленты не более десяти минут, при этом рассказывают о значимых для региона местах и событиях.
Кадр из анимационного фильма «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой в студии звукозаписи ИКЦ Фото: АиФ/ Ольга Романова
На сегодня в «кинопортфеле» Студии анимации ИКЦ уже есть пять мультфильмов (шестой в производстве) и шесть документальных фильмов (седьмой и восьмой в производстве). Прекрасно, что у нас имеется возможность снимать мультфильмы на темы, связанные с нашим краем. Ведь сейчас никто, кроме нас, этим не занимается. А на Урале немало интересных историй, которые можно рассказать.
– В мультфильмах проекта «Уральские байки» много говорящей символики. Не боитесь, что для обычного зрителя могли «перемудрить»?
– Режиссеру важно доходчиво, внятно рассказать историю. При этом любое кино строится на метафорических изображениях. Оно всегда гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Хорошее кино только так и делается.
В мультфильме, как и в кино, восприятие многозначных образов зависит от уровня начитанности, насмотренности человека. При этом каждый зритель – ребенок, взрослый – интерпретирует образы по-своему. Скорее всего, те, кто был воспитан только на «Ну, погоди!», не смогут понять мой мультфильм «Валенки Бажова»... Там метафора на метафоре. А мне было важно именно так, сказочно, рассказать грустную, по сути, историю о последнем рабочем дне писателя Бажова. Вот и придумался образ, что валенки, как и произведения автора, пошли в народ.
Кадр из анимационного фильма "Валенки Бажова" режиссера Сергея Айнутдинова Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области
Много метафор, образов содержится именно в мультфильмах для фестивалей. Поэтому большинство из них изначально снимаются для узкого круга специалистов и нацелены, прежде всего, на развитие анимации. Но и эти фильмы можно и нужно показывать, в том числе детям. Иначе… Знаете, чем меньше человек читает, тем больше он деградирует. Для серьезного кино это правило тоже справедливо.
– А что говорят коллеги по цеху?
– Жюри всевозможных фестивалей отмечает высокий уровень наших работ: мультфильмы ИКЦ включают в основную программу, вручают призы. Поскольку в составе комиссии на многих конкурсах — мои коллеги по цеху, опытные художники, участие в фестивалях и признание наших работ и является профессиональной оценкой нашего творчества.
Все это приятно, но все-таки мне больше интересна реакция зала. По эмоциям зрителей можно сделать вывод, насколько адекватно ты рассказываешь историю, понятна ли она разной аудитории – детям и их родителям, студентам и коллегам из сферы кино. А вообще я свои фильмы смотреть не очень люблю. Кажется, нет предела совершенству...
Скоро. В прокате
– Какие у вас планы? Чего хотите добиться?
– Мы начинаем серьезную плотную работу с единственной для Урала студией «захвата движения» Motion capture. В планах запустить выпуск сериальной продукции. Да, я хочу выпустить нечто вроде нашей уральской «Маши и медведя»! А авторские фильмы будем делать в промежутках, в «передышках». Также, надеюсь, наши готовые анимационные фильмы скоро можно будет увидеть в Доме кино и Свердловском областном фильмофонде перед основными показами различных кинофильмов.
– Что еще нужно для того, чтобы уральская анимация начала стремительно развиваться?
– Хорошие сценарии. Если такие найдутся, мы готовы к работе с ними. И новые таланты. Тенденция такова, что сейчас мультипликационные фильмы снимают нечасто и в основном это делают дебютанты. А после удачного старта уезжают, например, в Москву, где студий больше. Как же тогда развивать уральскую анимацию? У нас есть Уральский архитектурно-художественный университет, значит, будем ковать кадры и дебютировать. Сейчас делается ставка на талантливых ребят, но дебют должен быть подготовлен: человек должен поработать на всех этапах создания мультфильма – от прорисовщика или контуровщика до художника-постановщика и режиссера. Важно, чтобы дебютант понимал процесс создания фильмов и мог профессионально общаться со своими коллегами.
О детях и будущем
– Студия еще и занимается обучением детей основам анимации. Насколько успешно это получается?
– Изначально мы ставили перед собой цель – создать детскую студию анимации для Первоуральска. Мы ее выполняем. При этом нет задачи сделать из всех воспитанников нашей детской студии аниматоров. Нам важно, чтобы дети развивались в разных направлениях, расширяли кругозор, пробовали что-то новое, в том числе создавать свои собственные мультфильмы. Спустя много лет эти ребята будут пересматривать свои первые мультфильмы, испытают чистые и светлые эмоции, вспомнят этот интересный период их жизни.
Анимация – это не просто умение рисовать. Эта работа требует самоотдачи, усидчивости, определенного склада характера. Можно быть хорошим спортсменом, учителем, врачом, а в свободное время заниматься какими-то другими делами. Рисовать же часами примерно одинаковые картинки — это сложно. Но если человек видит, как нарисованный им персонаж оживает, начинает двигаться, в этот момент в его душе загорается огонь. И этот огонь — катализатор для развития важнейших черт характера: умения довести до конца начатое, понимания, что благодаря терпению, усидчивости и труду ты гарантированно получишь результат. И это отличная база для всей дальнейшей жизни. Кажется, мульти-пульти, а сколько смысла...