На Урале масса старообрядческих сел, таких как Нижнеиргинское. В ХVII веке, после реформы патриарха Никона, немалое число людей отказалось принимать новые церковные веяния, что навлекло на них гонения. Старообрядцы уходили из центральных районов государства в более глухие места, где вдалеке от церковных иерархов могли проводить свои религиозные обряды так, как им вздумается. Единой структуры старообрядцы не имели, разделяясь на массу течений. Были среди них и те, кто имел дополнительные основания держаться вдалеке от официальных властей.
На голосование за право художественного воплощения в селе Нижнеиргинское выносится сюжет «Тайная вера кержаков».
Проголосовать за тот или иной сюжет можно, позвонив по телефону +7 (343) 287-87-94. Звонки принимаются каждую среду с 10.00 до 13.00 до 15 апреля (включительно). Кроме того, свой голос можно отдать по адресу электронной почты rada@aifural.ru
Строгие пацифисты
Село Нижнеиргинское основано в ХVIII веке. Раньше здесь были башкирские поселения, затем русские купцы выстроили железоделательный завод. Изначально на нем трудились обычные крепостные мужики, но вскоре образовалась община старообрядцев-кержаков.

«Мой предок, как и другие кержаки, пришел сюда, спасаясь от гонений и воинской повинности, – рассказывает Лариса Кошеварова, библиотекарь и краевед села Нижнеиргинское. – Их вера запрещала им брать в руки оружие и поступать на военную службу».


Владельцы завода, купцы Осокины, не только охотно брали гонимых кержаков на работу, но и поощряли переход остальных рабочих в их веру. Не смотрели на то, что они были по большей части крестьяне и на заводах до того не работали, – специально присылали для их обучения опытных мастеровых с других заводов. По одной из версий, они сами были старообрядцами, хоть и не афишировали это. По другой версии, дельцы просто сообразили, что кержаки – это просто идеальные работники. Они совершенно не употребляли спиртное, были очень строги в быту, не уважали праздность, точно выполняли любые распоряжения и были весьма работящими людьми. Очень быстро Нижнеиргинское стало старообрядческим селом.

Праздники здесь отмечали в основном религиозные – уходили на специальные места и там усердно молились. Масленицу и Ивана Купала не праздновали – язычество. Если где и бывали танцы, то куда скромнее чем в других селах, – не на показ. Песни пели в основном тягучие, заунывные. И не на публике, а за работой. Трудились кержаки не только на заводе, но и дома, на своих участках. Кроме заводских профессий активно развивали собственные ремесла. К концу ХVIII века знали около 130 ремесел и жили так, что практически ничего в село не завозили, – все производилось на месте еда, одежда, посуда, свечи, изделия из металла и дерева. Осторожно относились старообрядцы к пришлым.
Самоизоляция на виду
Такая тяга к полному самообеспечению внутри одного села пришлась весьма кстати в конце ХIX века, когда железоделательный завод закрылся. Другое село могло бы умереть без градообразующего предприятия, а Нижнеиргинское, наоборот, расцвело. Получив изрядные денежные выплаты в связи с закрытием завода, здешние жители вложили их в свои ремесла, благодаря чему расцвел в селе частный бизнес. Завозить к себе чужое кержаки не стремились, а вот продавать свое – это всегда пожалуйста. В селе заработала крупная ярмарка, на которую приезжали жители других деревень, зачастили сюда и купцы. И местные жители сами стали становится купцами, несмотря на двойной налог и другие ограничения.




Молиться местные жители предпочитали в своих специальных помещениях, куда посторонних не пускали. Старообрядцы за годы гонений вообще стали достаточно скрытными – не любили показывать посторонним свои жилища, рассказывать о себе. Даже в одежде это проявлялось. Жители зажиточного села одевались дорого, почти по-городскому. Но без лишней нарядности. Женское одеяние c виду вообще напоминало монашеское.

Приезжих здесь не то чтобы не любили – к ним долго присматривались, прежде чем принять в общину. Шумных, праздных и пьющих потихоньку выживали из села. Дельных и трудолюбивых вовлекали в свою веру.


Революцию в Нижнеиргинском многие приняли крайне негативно. Во-первых, кержаки были крепки в религиозных убеждениях, кои нарождающаяся советская власть часто преследовала. Во-вторых, в зажиточном селе хватало владельцев солидной частной собственности, против которой большевики бились сурово. Немало нижнеиргинцев уходили в лес, чтобы с оружием в руках воевать с новой властью. Ходят легенды, что некоторые из них прятали в окрестностях богатые клады, так что черные копатели до сих пор иногда объявляются в здешних лесах.

Однако со временем в селе нашли общий язык с советской властью. Старообрядцы, веками скрывавшие свою веру, и в стране победившего атеизма продолжали молиться в тайных молельных помещениях и старались жить тем же укладом, что и их деды. Уже в наши дни в селе появилась небольшая деревянная церковь, которая используется ими для исполнения обрядов. А местные жительницы, собираясь иногда в местном клубе, все поют такие же тягучие песни, какие пели за прялками и ткацкими станками их далекие предки.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.