«Неважно себя чувствую» — название спектакля по мотивам произведений, писем и дневниковых записей Даниила Хармса и его окружения.
Неважно себя чувствую. Что это? Диагноз? Синдром? Предчувствие болезни? Может быть, это всего лишь каприз, а на самом деле всё в порядке? Относится ли это словосочетание к физическому состоянию человека или к его душевному состоянию? А, может быть, человек перестал чувствовать себя важным для общества? Или общество перестало считать его важным? В конце концов, почему спектакль называется именно так, а никак иначе? И при чем здесь Хармс? Вот тут-то, наверное, и кроется ответ на все вопросы.
В какой-то момент авторы спектакля поняли, что невозможно просто так вот взять и инсценировать Хармса или придумать сценическое решение его произведений. Это непосильная задача, которая не передаст все то, что, собственно говоря, они сами чувствовали, когда читали Хармса, когда знакомились с его биографией, письмами, дневниковыми записями и воспоминаниями современников. Они решили не искать Хармса в мире прошлого или настоящего. Они решили найти Хармса в себе. Увидеть мир глазами Хармса. Примерить творчество Хармса на себя.
Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв, годы жизни 1905-1942) — русский и советский писатель, поэт и драматург. Основатель объединения деятелей культуры-новаторов «ОБЭРИУ». Был репрессирован, арестован 23 августа 1941 года. Скончался в тюремной больнице 2 февраля 1942 года в Ленинграде. Реабилитирован в 1960 году.
Спасти архив Хармса удалось благодаря усилиям Якова Друскина, который в 1942 году вместе с Мариной Малич собрал рукописи в чемодан и вынес их из пострадавшего от бомбёжки дома писателя. Литературовед Вдадимир Глоцер так описал архив писателя: «С 1928 года Даниил Хармс … даже не перепечатывает на машинке свои рукописи — за ненадобностью. И с этих пор все его рукописи … — это в полном смысле слова рукописи, автографы. Хармс писал либо на отдельных листах и листочках бумаги (гладкой, или вырванных из гроссбуха или из блокнота, или тетрадных, или на обороте кладбищенских бланков, счетов «прачешного заведения», таблиц крепёжных деталей и точечных винтов, обороте печатных нот, страничках из блокнота сотрудника журнала «Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи» и т. п.), либо — в тетрадях (школьных или общих), в гроссбухах, в блокнотах и совсем редко — в разного рода самодельных книжках («Голубая тетрадь» и прочее)».
В спектакле зреет вопрос: а по размеру ли рубашка? Да и вообще, соответствует ли интеллектуальный, духовный и эстетический уровень авторов текста и постановки Владимира Антипова и Алексея Забегина уровню Даниила Ивановича Хармса. Их жизнь заурядна, неинтересна и скучна. Какое право они имеют посягать на память и литературное наследие главного ОБЭРИУта и предвестника абсурда. Поэтому тут, в общем-то, и говорить не о чем. Сами увидите. Только когда они приняли это решение, то стали как-то неважно себя чувствовать. Как и ты. Как и я. Как и мы.
«Неважно себя чувствую»
16 июня, 19:00. Возраст: 18+
Ельцин Центр. Театральная платформа, аудитория 512