Побывать в казахской пустынной степи, на заброшенной части космодрома Байконур, и даже полазить по советскому орбитальному кораблю «Буран»? Это возможно! Картины, представленные на персональной выставке «205 минут триумфа» московской художницы Насти Миро в Ural Vision Gallery, максимально реалистичны.
205 минут длился первый и единственный полет советского орбитального корабля «Буран» в ноябре 1988 года. История создания космического корабля, его «жизни и смерти» в призме восприятия Насти Миро стала метафорой человеческой судьбы со всеми взлетами и падениями, успехами и трагедиями. Живописная серия, выполненная в технике темпера, позволяет пережить азарт от поиска пути к своей цели, чувство жара от раскаленной поверхности земли, страх и восторг от гигантских масштабов космического корабля. Выставка демонстрирует архивные фото- и видеоматериалы, посвященные его инженерным особенностям, истории запуска и последующей гибели.
На мероприятии по случаю открытия выставки в Екатеринбурге художница Настя Миро дала эксклюзивное интервью для «АиФ-Урал».
Екатеринбург узнал первым
Настя Миро: – Наконец-то я приехала в Екатеринбург, давно хотела побывать здесь. Замечательный повод – через свои картины пригласить в космическое погружение. Очень хочется, чтобы, рассматривая мои работы, вы побывали на космодроме Байконур, внутри корабля «Буран», прошлись по казахской степи, увидели их нереальные красоты. Думаю, я смогла в полной мере показать это. Для меня картины – это выражение безусловной любви к российской, советской космонавтике. К тому, что мы создали, и с большой верой в то, что все впереди, что еще будут такие гениальные проекты, как «Буран».
Ольга Романова, «АиФ-Урал»: – Вы сказали, что давно хотели посетить Екатеринбург. Почему выбор пал на столицу Урала?
– Когда я в первый раз была на космодроме, первый человек, кто узнал об этом, была моя подруга, директор Ural Vision Gallery Ксения Хейфец. Поэтому для меня стало обязательным показать картины в Екатеринбурге. К тому же это был хороший повод приехать, раньше я не бывала здесь, хотя давно сотрудничаю с Ural Vision Gallery, – вместе ездили на ярмарки в США.
– Часть картин с выставки вы писали прямо в пустынной казахской степи. Где работали над картинами с изображением космического корабля?
– Картины-зарисовки в технике темпера по дереву я, действительно, писала с натуры, прямо в казахской степи. Остальные – уже дома, в мастерской. Импрессионистские картины с их запечатлением мгновения «здесь и сейчас», это не секрет, часто пишутся с фотографий. Я работала по своим фотографиям, сделанным мною в поездке. Эти картины написаны в технике темпера – их сжатая палитра, очень мало цветов позволили наилучшим образом передать суть огромного разрушающегося «Бурана» в не менее ветхом гигантском ангаре.
Стать сталкером, чтобы встретиться с «Бураном»
– Сталкерство – довольно опасное занятие. Во время похода до заброшенного ангара с «Бураном» на вашем пути встречались змеи, вас даже ужалил скорпион... Как вы решились на этот поход?
– Вообще, я не спортивная, не люблю долго гулять. Но сама идея привела к этой поездке. История такова: я жила в Лос-Анджелесе, работала над картинами американской программы «Аполлон». Мне поступил заказ написать американский космический шаттл. Я начала искать материалы, интернете наткнулась на то, что, оказывается, сейчас можно посмотреть «Буран». «Как здорово, можно поехать на космодром!», и через три дня я с будущим мужем полетела в Казахстан. От трассы до ангара с «Бураном» по степи пришлось идти 30 километров. Было лето, жара под 50 градусов. Но… вижу цель, не знаю препятствий! Вдвоем с мужем шли полтора дня туда, полтора дня обратно. Жару днем пережидали: в степи много заброшенных построек, шахты, откуда пускали ракеты, – есть где укрыться от солнца. С собой несли огромные рюкзаки, питьевую воду. Обратный путь, действительно, был неимоверно сложный, страшный, воды оставалось критично мало... Если бы «Буран» не стоял на закрытой территории, до которой нужно пробираться, я не стала бы сталкером.
О будущем, или Невеста для «Бурана»
– В серию с космодрома входит впечатляющая картина «Невеста для Бурана». На выставке в Екатеринбурге ее нет. Почему?
– Очень приятно, что вы обратили на это внимание. «Невеста для Бурана» – это одно из ответвлений проекта, мое альтер-эго. А лично для меня это самая главная его часть. Потому что прямо на «Буране» будущий муж сделал мне предложение: мы залезали в люк, и он мне на палец надел кольцо. Кстати, на Байконуре мы поженились. Тема невесты на картинах возникла еще оттуда. Так «Буран» стал чем-то бОльшим, чем любовь к космонавтике, это еще и личная история. Почему «Невеста для Бурана»? Невеста – что это-то чистое, новое. Ее союз с «Бураном» – это надежда на будущее, на будущие космические проекты, аналогичные «Бурану». Это такой обряд, союз... И это мое высказывание по теме. «Моих невест» – картин с изображением космического корабля с невестой – у меня уже около пяти. Планирую их выставлять в Третьяковской галерее, показать проект не по чуть-чуть, а масштабно. Таким образом, «Невеста для Бурана» – это часть проекта, которая будет показана позже. А пока приглашаю с 27 января по 15 апреля 2023 года в Ural Vision Gallery на выставку «205 минут триумфа».