В финале юбилейного концерта Народного ансамбля танца имени А. Поличкина на сцене киноконцертного театра «Космос» стояло больше ста человек в ярких костюмах. Они только что отплясали огнеметную «Уральскую вечерку» – танец символ, танец любовь, танец надежда.
«Нелепая» идея
В каком году поставил этот танец Александр Поличкин никто точно уже и не скажет. Но семидесятилетний Алексей Ахметзянов, танцевавший его в вечер 80-летия ансамбля, крутил вечеркинские трюки и в 70-х. А сидевшие в зале звезды ансамбля 60-х перенимали движения «из рук в руки» у тех, кто пришел к Поличкину в 50-е…
По легенде «Вечерка» - один из самых первых номеров ансамбля «Трудовые резервы» (именно под таким именем он вошел в мир танца), созданного в Свердловске в «чёрном» 1942-м году. В городе, сцепившем зубы от трудового перенапряжения, в буквальном смысле ковавшем победу, в ремесленном училище № 39 балетмейстер театра музкомедии Александр Поличкин организовал танцевальный кружок. Нелепее и несвоевременнее идею придумать было невозможно, ведь мальчишки и девчонки, отучившись, шли работать на завод или в госпитали. А тут – батманы, гран плие, польки, кадрили, хороводы, пляски. «Я тоже сначала думал, стоит ли заниматься в такое тяжелое для страны время танцами. Но после первой репетиции убедился, детей надо согреть и обнять танцем, они заинтересовались, их глазенки горели ярко и с надеждой», - «оправдывал» свое грандиозное начинание много лет спустя ставший мэтром народного танца, народным артистом РСФСР Александр Петрович Поличкин.
«Семейственность»
Глаза поличкинцев всех поколений горят до сих пор, огонь этой любви передается по наследству. Из подслушанного на репетициях несколько лет назад: «А у меня в концерте танцуют бабушка, дедушка и мама. Папа не на сцене только потому, что меня не с кем оставить». В июне 2022 года папа вышел на сцену. Как, впрочем, и сама девочка.
«Семейственность» у Поличкина практически неизбежная. Если приходил один брат танцевать, непременно подтягивался второй-третий, сестра вела в Ансамбль другую сестру, да еще и ее подругу. Здесь знакомились, влюблялись, играли свадьбы, не переставая танцевать, а потом приводили детей, которые, подрастая, танцевали в тех же платьях и костюмах, что и папа с мамой. В ансамбль возвращаются через 10, 15, 20 лет. На репетиции перед юбилейным концертом приезжали с колясками, с трехмесячными грудничками. По очереди водились, кормили, играли, укладывали детей спать. Не родные по крови люди становились в ансамбле навсегда родными.
И вот это огромное танцевальное братство, объединенное фамилией «Поличкин» заполнило 18 июня зал и сцену огромного «Космоса». Плясали, вспоминали, удивляли и удивлялись, встречались глазами и памятью с замечательным хореографом, педагогом и человеком, закрутивший тысячи и тысячи мальчиков и девочек в бесконечный хоровод.
«Укрощение огня»
Грандиозный концерт – многоцветный и многоликий калейдоскоп танцев, костюмов, эпох, поколений, эмоций. На весь СССР Поличкин, которого называли уральским Моисеевым, прославился своими трудовыми танцами. Ходил на ВИЗ, наблюдал за работой сталеваров, за тем, как течет по желобу кипящая лава и переносил свои впечатления на сцену, создавал оригинальные костюмы. И когда на огненные юбки с золотыми прострелами попадал свет, получался «настоящий» огонь. «Укрощение огня» - духоподъемный пролог трехчасовому танцевальному действу, в котором бажовские самоцветы сменялись «Тямским танцем с кувшинами», характерные танцы шли следом за лирическими хороводами, умилительные малыши (самому юному поличкинцу всего три года, а он уже в «Космосе»!) уступали сцену почтенным ветеранам. Ветераны – особа гордость ансамбля, его бессрочная охранная грамота.
Уже много лет, пройдя через долгие вечерние- воскресные репетиции, изнурительные подгонки костюмов и поиски обуви, выходят в знаковых концертах молодые аксакалы (40-50 лет) и те, кому уже давно за 60, за 70. Изумрудный фонд ансамбля! Почтенный возраст выдает только седина: стать, блеск глаз, постановка рук, умение держать линию танца, выполнять трюки – без скидок на дату рождения и состояние здоровья. Их танцевальная память воспроизводит с хореографической и эмоциональной точностью рисунок и характер танца, задуманный и созданный Александром Петровичем.Во Вьетнаме один из концертов проходил в заводском цеху. Местные зрители не верили, что танцуют не профессионалы. Тогда одна из солисток встала к станку прямо в костюме. Ей показали чертеж и она, работавшая токарем, выточила деталь.
Всегда узнаваемые поличкинские руки, замысловатые ключи возвращают их в бурную, богатую, невероятно счастливую танцевальную молодость. Когда они выходят на сцену, в восторге замирает не только зал, но и нынешнее молодое поколение ансамбля собирается в кулисах, с перехваченным дыханием и замутненным от слез глазами глядя на тех, кто танцевал в Гаване и Бухаресте в 70-х, кто открывал Олимпиаду в 1980-м, кто покорил русской пляской Корею и Вьетнам..
К станку – в костюме
Во Вьетнаме, к слову, один из концертов проходил в заводском цеху. Местные зрители не верили, что танцуют не профессионалы. Тогда одна из солисток встала к станку прямо в костюме. Ей показали чертеж и она, работавшая токарем, выточила деталь. В ансамбле Поличкина по-прежнему танцуют люди разных профессий. В юбилейном концерте в «Русских самоварах» и в «Зимушке», в цыганском и кубинском, африканском и сербском танцах, в «Уральской черемухе» и грузинском Вербункоше выходили госслужащие и домохозяйки, бухгалтеры и модельеры, философы и тренеры по фитнесу, электрики и сантехники, дизайнеры и математики, физики-ядерщики и химики-технологи.
Нынешний художественный руководитель ансамбля, ученик Поличкина Дмитрий Самылов, сохраняя первозданную архаичность наследия, добавляет ему скорость и дух сегодняшнего дня, бережно перенося почерк мастера на современную сцену, деликатно вводя новые элементы, придавая свежесть музыкальному материалу.
Пять поколений поличкинцев ликовали на сцене, отдавая дань верности народному танцу и человеку, который влюбил их в этот танец, сделав его стержнем всей жизни, судьбоносным вектором, точкой опоры. Зал, раскаленный энергией танцующих в ответ заряжал шквальными аплодисментами. Александр Петрович был бы доволен. Проживший долгий танцевальный и человеческий век, он - Ангел-Хранитель «Сказа» (одно из исторических имен ансамбля), носящего отныне и навсегда его имя.