Примерное время чтения: 4 минуты
435

В детской филармонии представят премьеру спектакля «Маленький принц»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «АиФ-Урал» 22/09/2021
Рисунки на мольбертах – часть декораций спектакля.
Рисунки на мольбертах – часть декораций спектакля. / Никита Серебряков / «АиФ-Урал»
Екатеринбург, 23 сентября - АиФ-Урал.

В рамках проекта «Читаем под музыку», проходящего в детской филармонии, екатеринбуржцы уже знакомились с необычным форматом знакомых произведений – с «Томом Сойером», «Василием Тёркиным». Теперь на сцене – «Маленький принц». Спектакль захватит внимание ребят и заставит задуматься взрослых.

Слова, музыка и краски

На сцене перед закрытым занавесом актёр и режиссёр спектакля Александр Борисов читает первые строки книги Антуана де Сент-Экзюпери. У него в руках – известный читателям всех возрастов рисунок мальчика со шпагой и в плаще. Занавес поднимается, и зрители попадают на планету Маленького принца с действующим вулканом, баобабами и розой. На краю сцены – музыканты оркестра. На историю героя о мальчике слой за слоем ложатся музыка, визуальное искусство и театральное мастерство.

Формат «взрослой» филармонии, по словам режиссёра, всё-таки больше ориентирован на слушателей, чем на зрителей. А вот детская сцена позволяет экспериментировать и создавать совершенно новый жанр. «Во время разработки идеи я много фантазировал, – рассказывает Александр Борисов. – Было бы скучно просто читать текст по бумажке в перерывах между игрой оркестра. И формат моноспектакля тоже не подошёл. Мне хотелось создать многоплановое произведение».

Идею для музыкальной линии предложил художественный руководитель камерного оркестра «B-A-C-H» Николай Усенко. Выбор пал на композиторов-минималистов. В спектакле музыка Людвико Эйнауди – зрителям он знаком по фильму «1+1» – переплетается с квинтетом Эдварда Грига, сменяют друг друга композиции Эдуарда Мак-Доуэлла, Нино Рота и Бобби Макферрина. Это тонкие, прозрачные мелодии. И самые важные цитаты текста, знакомые многим взрослым зрителям с детства, звучат на их фоне искренне и как-то совсем по-новому.

Фото: «АиФ-Урал»/ детская филармония

Планета Маленького принца живая: из вулканов идёт дым, мерцают звёзды. Все ключевые герои книги – барашек, Лис и роза – конечно, тоже здесь: в виде декораций, рисунков на мальбертах и даже на большом экране, установленном за сценой. Художнику-аниматору Оксане Бакеркиной удалось оживить графику Экзюпери и иллюстраторов разных изданий.

«Мы не стремились нарисовать мультфильм, – признался режиссёр. – Мы лишь придали рисункам движение и закольцевали их. Это сочетается и с музыкой композиторов-минималистов, где рисунок мелодии основан на повторах».

Жил в пустыне

Сам Маленький принц тоже выходит к зрителям. Но в отличие от рассказчика, мальчик-актёр не произносит речь. «По сюжету пилот самолёта рассказывает о своём друге, мальчике, и одновременно рисует его образ, – рассказал Александр Борисов. – Поэтому Маленький принц у меня – не конкретный малыш, а скорее воспоминание, возникшее в разговоре с самим собой».
Но на сцене всё-таки появляется маленький актёр. По словам режиссёра, ещё одна его задача заключалась в том, чтобы рассмотреть в Маленьком принце мальчишескую суть – сделать образ героя ещё более универсальным, понятным для его ровесников-зрителей.

Отчасти я и сам Маленький принц.
Оказалось, что само произведение Экзюпери тесно переплетается с биографией постановщика. «С книжкой я познакомился в семь лет, – поделился Александр Борисов. – Это было первое произведение, которое я прочитал самостоятельно. С родителями-геологами мы жили в пустыне Узбекистана около города Учкудук. Пески из книги для меня были более чем реальны. Помню, как откладывал чтение последних глав, не хотел прощаться с героем, чувствуя, к чему ведёт развязка. Тогда в детстве я прощался с сутью самого себя, осознавал, что придётся однажды покинуть свою Планету. Но я не хотел расти, прощаться с детством. Поэтому отчасти, наверное, я и сам Маленький принц. До сих пор».

Но ещё одна задача спектакля, по словам режиссёра – открыть во взрослом зрителе внутреннего ребёнка. «Мальчик на сцене – это образ непосредственности, – рассказывает Александр Борисов. – Главное – он может показывать пример, не напрямик, а между делом. Он просто живёт и вдохновляет, и мне это очень близко».

О возрасте зрителей, как признался режиссёр, до сих пор идут споры. Но все сходятся в том, что спектакль получился для всей семьи. Через слово и музыку рассказать историю – любого мальчишки и свою личную – непросто. Но режиссёру это удалось.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах