Примерное время чтения: 11 минут
112

Здравствуй, племя младое! На Урале формируется новое литературное поколение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ-Урал» 27/07/2022
Новому литературному поколению не хватает трудолюбия и желания работать системно и бескорыстно.
Новому литературному поколению не хватает трудолюбия и желания работать системно и бескорыстно. culture.ru

На днях в Екатеринбурге прошли литературные «Мастерские», объединившие начинающих авторов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Столица Урала собрала семьдесят молодых прозаиков, поэтов, драматургов, критиков из трёх федеральных округов. О появлении нового поколения литераторов, герое нашего времени и сохранении родного языка рассказал писатель Александр Кердан.

Досье
Александр Кердан родился 11 января 1957 года в г. Коркино Челябинской области. Окончил Курганское высшее военно-политическое училище. Двадцать семь лет отдал службе в Вооружённых силах. Полковник в отставке. Автор 79 книг стихов и прозы, лауреат Большой литературной премии (2010) и ряда других престижных наград. Доктор культурологии. Сопредседатель правления Союза писателей России, основатель и координатор Ассоциации писателей Урала.

Хребет России

– Александр Борисович, почему именно Екатеринбург объединил в этот раз территорию от Уральских гор до Тихого океана?

– Мы – хребет страны, её центр – экономический и географический. А литературно Урал самое намоленное место. Здесь более 20 лет существует Ассоциация писателей Урала, объединившая 22 писательские организации из трёх федеральных округов. Сами участники «Мастерских» и руководители семинаров постоянно апеллировали к нашему опыту, благодарили за «крылья», которые дала им наша Ассоциация. Замолчать факт существования уральской кузницы литературных кадров уже ни у кого не получится. А в намоленном храме (люди верующие это знают) молиться легче и благотворнее. Уверен, что это почувствовали и организаторы «Мастерских» из Ассоциации писательских союзов и издателей России.

– Писатель Сергей Шаргунов сказал, что именно с Урала, из Сибири и с Дальнего Востока может выйти новое, яркое, талантливое и смелое литературное поколение. Центральная Россия исписалась?

– Почему – может? Урал уже стал кузницей этого нового поколения. Наши совещания молодых, проводимые с 2001 по 2020-й годы, сама литературная атмосфера не могли не повлиять на появление ярких имён, таких как Алексей Иванов, Борис Рыжий. Не близкий мне по характеру творчества, но довольно раскрученный Алексей Сальников тоже выходец из наших совещаний. Многие наши первые семинаристы не только сами утвердились в литературном мире, но уже стали руководителями писательских организаций в своих регионах. Олег Павлов (Челябинск), Анна Самойлова (Алтайский край), Ольга Юрлова (Киров). Мария Четверикова руководит замечательным литобъединением в Омске, Александр Рухлов – в Кургане, Павел Карякин стал куратором Ассоциации литературных объединений Южного Урала... Список можно продолжить! Что касается Центральной России, то талантливые люди есть и там. И всё же я сторонник того мнения, что Москва и Санкт-Петербург – это скорее выставки талантов провинции. Провинциалы активнее, они менее избалованы и коррумпированы (и в литературном мире эту болезнь нашего времени никто не отменял). Поэтому им и в столицах удаётся сделать больше, чем рафинированным москвичам и питерцам. Да простят меня столичные коллеги за такое суждение, но это чистая правда.

– Вы много общаетесь с начинающими писателями. Чего им не хватает?

– Трудолюбия и желания работать системно и бескорыстно. Эпоха учит современную молодёжь: успевай, получай сразу и всё, живи здесь и сейчас, главное – стать известным, взобраться на вершину Олимпа, а там трава не расти. Между тем подлинный литературный успех нахрапа не любит. Он формируется исподволь и требует многолетних усилий, постоянной учёбы, приобретения жизненного и писательского опыта. Здесь речь в первую очередь о прозаиках, у поэтов всё несколько иначе, но и там тоже нужна судьба, литературное общение и непрерывное самосовершенствование.

Кто такой Некрасов?

– Когда-то футуристы призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности. У нынешних этого нет?

– Желание самоутвердиться есть у каждого литературного поколения. Разница только в том, как люди воспитаны. Не хочу показаться стареющим брюзгой, но моё поколение, приходя в литературу, уважало старших (а старшие были фронтовиками, людьми, заслужившими такое уважение своим подвигом и судьбой!), прислушивалось к их советам. У нас была хорошая школьная программа по литературе и учителя, привившие нам любовь к отечественной классике. Современное ЕГЭ такую любовь к Пушкину и Достоевскому, Толстому и Есенину привить не может, равно как отсутствие регионального компонента в школьных программах не привьёт любовь к Бажову и Крапивину, Никонову и Решетову. С парохода современности молодёжь готова сбросить тех, кого не читала и не знает. Даже студенты нашего филфака не смогли мне сказать, кто такой Николай Некрасов! Один мальчик из всей аудитории сумел вспомнить в «Окопах Сталинграда», но ведь роман написал Виктор Некрасов, а не автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»! Увы, куда больше знают рэперов и сетевых поэтов, зачастую не блещущих ни грамотностью, ни талантом...

Эпоха учит современную молодёжь: успевай, получай сразу и всё, живи здесь и сейчас, главное – стать известным, а там трава не расти.
– Высказываются мнения, что молодые авторы осознанно уходят от больших, проблемных тем, связанных с историей и судьбой страны. Не доросли?

– Вы правы. Большинство молодых литераторов политических тем и обращения к истории страны избегает. А меньшинство, которое всё-таки за них берётся, не может похвастать глубиной раскрытия проблем, удовлетворяется, скорее, эмоциональными оценками и негативизмом. Причин для этого несколько. Во-первых, отсутствие в стране своей идеологии. За тридцать один год существования новой государственности в России так и не смогли выработать свою идеологему. Если власть не ведает, куда ведёт, этого не знает и молодёжь. А без знания писать о чём-то просто глупо. Во-вторых, общее снижение уровня образования в стране, лишающее молодых авторов почвы под ногами.

В-третьих, сбитая ценностная иерархия, когда непонятно, что такое хорошо, а что такое плохо. Кому и за что раздаются литературные «слоны», кто такие «лидеры продаж» и так далее. И, конечно, сама меняющаяся реальность, огромный поток данных, ведущиеся в мире информационные войны даже для людей с опытом становятся твёрдым орешком. Справиться со всем этим и просто найти себя в современном мире для большинства молодых людей трудно. Что уж говорить о художественном отражении происходящего. Тут, действительно, надо вспомнить Есенина: большое видится на расстоянье. Надо пережить эти времена, набраться жизненного опыта, а потом уже писать обо всём с высоты осмысления прожитых лет.

Литературные «Мастерские» в Екатеринбурге объединили Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Литературные «Мастерские» в Екатеринбурге объединили Урал, Сибирь и Дальний Восток. Фото: «АиФ-Урал»/ Владислав Волков

– На закрытии «Мастерских» вы заметили: «Литераторами становятся каждый самостоятельно, а вот в литературу входят поколениями». Что имелось в виду?

– Писатель с белым листом бумаги или с экраном компьютера остаётся один на один. Он творит в одиночку, если, конечно, не работает с кем-то в соавторстве, как Анна и Серж Голон или Ильф и Петров. В одиночку он переживает удачи и неудачи в творчестве, взлёты и падения, ибо на книге стоит его имя. Но это одиночество невозможно вне литературного сообщества, где работают и публикуются старшие писатели и его ровесники, а со временем будут публиковаться и позиционировать себя более молодые авторы. И эти поколения учатся друг у друга, отталкиваются друг от друга или притягиваются, формируя то, что называется литературным процессом. И критики будут именовать современников автора или представителями Серебряного века литературы, или писателями фронтового поколения, или как-то ещё. Каждый, кто пишет или пробует писать, это прекрасно понимает: с этим поэтом мы были на семинаре, с этим публиковались в журнале, с тем вызывали друг друга на дуэль (шучу!). Я, например, принадлежу к литераторам, чья судьба связана с армией и флотом, кто входил в литературу в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов. Судьба у каждого из нас своя, но поколение – одно.

Закон жизни

– Разные поколения авторов... Большая между ними пропасть?

– Все литературные поколения похожи друг на друга и все друг от друга отличаются. Всё, что молодым кажется пропастью, с годами сглаживается. В целом закон смены поколений неизбежен: рождение, расцвет, стагнация, закат... И каждый из литераторов, к какому бы поколению он ни относился, со временем это осознаёт, переосмысливает, начинает сопереживать и переоценивать и себя самого, и тех, кто жил и творил до него. Это закон жизни. Основные же оценки поколениям расставляет только Время. Подлинное остаётся. Ничтожное исчезает.

– Герой нашего времени – кто он?

– Наверное, не буду оригинальным, если скажу: когда легко смещаются нравственные и духовные ориентиры, когда цифра ведёт наступление на слово, а государство – на свободы личности, главный герой нашего времени – тот, кто сохраняет в себе человечность. То есть историческую память, живые эмоции и чувства. Это человек, отстаивающий позиции Добра и Света в условиях надвигающейся Тьмы и Хаоса. Пусть даже он это делает на малом участке земли, которую обрабатывает, в своей семье, на своём рабочем или служебном месте, выполняя свой долг или служа высокому искусству. Такие люди, слава богу, ещё существуют. И они – подлинные герои.

– Есть мнение, что великая литература создаётся в эпоху перемен, невзгод и кризисов. Согласны?

– О счастье писать трудно, это точно. Лучшими героями становятся те, что преодолевают препятствия и идут к высокой цели через личные и общественные кризисы. И, несомненно, для великой литературы нужна великая эпоха. Но не зря есть присказка: как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Понять эпоху и назвать её, сделать предметом настоящего художественного осмысления невозможно без государства. Поэтому к вышеназванной формуле я добавил бы: великую литературу рождает великая эпоха и страна, ставящие перед своими гражданами великие цели. Пока что такие задачи, важные для всего общества, а не только для кучки элиты, не обозначены даже пунктиром.

– В последние десятилетия литературу сильно подвинули ТВ, популярная музыка, разнообразные ток-шоу, компьютерные игры и так далее. Нет опасности, что когда-нибудь она окончательно будет выброшена на задворки культуры?

– Литература пережила даже костры инквизиции! Не думаю, что перечисленные вами развлечения смогут её окончательно погубить. Хотя делом элитарным, не массовым, конечно, сделать её смогут, когда уйдёт последнее поколение читателей, воспитанных в СССР.

Борение двух начал

– Сегодня власти много говорят о сохранении русского языка. Но чаще всего речь идёт о банальном запрете англицизмов. Как вы понимаете эту проблему?

– Конечно, объявлениями типа Год литературы или Год русского языка ситуацию не исправишь. Здесь необходим комплексный подход, участие всех структур государства и общества. Несомненно, необходимо научить говорить на классическом родном языке теле- и радиоведущих, актёров, героев книг и сериалов. Поставить преграду на пути сквернословия. Мат – бранная речь, а не средство для повседневного общения. Ведь существовал же когда-то закон, по которому матерщина приравнивалась к мелкому хулиганству. И, конечно, к этой работе должна быть подключена общественность – от домкомов и семей до новых движений школьников и молодёжи. Надо создавать условия, в которых говорить красиво будет престижно, и формировать общественное мнение против сквернословия и искажения родного языка.

– Многие писатели активно ведут страницы в соцсети. Что это – метод продвижения или обратная связь с читателем? Интернет может заменить живое общение с людьми?

– Меня к созданию страницы во «ВКонтакте» подвигли два жизненных обстоятельства. Прежде всего, сужение информационного поля, на котором можно было рассказывать о делах Ассоциации писателей Урала. Один из ревнивых московских писательских лидеров дал негласное указание не публиковать материалы о деятельности нашей организации. А во-вторых, недавняя эпидемия, лишившая возможности проведения встреч с читателями. Оба фактора подвигли к ведению страницы в соцсети, и этот опыт оказался успешным. Он обогатил меня новыми знакомыми и читателями, позволил расширить аудиторию тех, кто теперь следит за деятельностью нашего писательского сообщества. Конечно, это не заменяет живое общение, но служит дополнительным условием активной литературной жизни.

– Недавно у вас вышел новый сборник стихов «Светотень». Название выбрано не случайно?

– Жизнь человеческая состоит из будней и праздников, из вечного поиска истины и борения двух начал – Добра и Зла, Света и Тени. На протяжении жизни невозможно не столкнуться с тем и с другим, и очень важно задуматься и понять – на какой стороне ты, где твои помыслы, о чём болит твоя душа. Вот об этом я и размышляю на страницах сборника.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах