Российский режиссер Андрей Звягинцев, чья картина «Нелюбовь» получила приз жюри на Каннском кинофестивале, приехал со своей картиной в Екатеринбург. На встрече с журналистами Звягинцев сразу признался: картина могла бы закончиться по-другому, но та концовка, которую увидят зрители, более правдива.
«История фильма могла бы закончиться иначе, хотя бы для одного из персонажей. Но значительно правдивей звучит история хождения по кругу, чтобы была возможность порвать этот порочный круг. Эти грабли, на которые ты поступаешь постоянно. Человек ходит по кругу, единственный выход из этого попасть в другую пьесу. Я исходил из этих соображений. И поэтому в конце фильма был необходим эпилог», - рассказал Звягинцев.
Вслед за успехом на Каннском фестивале критики уже заявили о возможном номинировании «Нелюбви» на «Оскар», однако автор картины, как выяснилось, пока предпочитает не загадывать.
«Не знаю и не думаю. Этот вопрос не ко мне. Придет сентябрь, когда оскаровский комитет выберет. Меньшов его возглавляет. Будем ждать!» - оптимистично заявил режиссер. При этом он рассказал, что в Каннах были определенные ожидания и надежды. – «Все мы отчетливо понимаем, что человеческая природа так устроена, и когда жюри рассматривает 19 фильмов вместе с твоим, то ты понимаешь что попасть в этот круг затруднительно. В Каннах золотое правило: организаторы звонят и деликатно намекают, что ты попал «в круг». Ты уже понимаешь, что что-то тебя ждет.
У нас был именно первый вечер, первый показ, и мы получаем оценку 3,2 рейтинг. И до самого конца, в течение 10 дней, были лидером фестиваля, были ожидания «пальмы». И ты надеешься, что это случится! Но я очень давно для себя решил, что твоя конечная цель – готовый фильм. Дальше с фильмом происходят невероятные вещи, и все ожидания – небольшая человеческая слабость».
При этом создатели фильма настаивают, что не ставили перед собой задачу как-то очернить действительность. Более того, по признанию Звягинцева, во время интервью журналисты из разных стран признавались, что увидели именно «свою» историю, которая описывает жизнь в их стране.
«Я видел реакцию аудитории в Каннах. У меня было рекордное количество интервью. Это 106 интервьюеров за два с половиной дня. Они все из разных стран. 14 круглых столов с журналистами. Ни одного иностранного журналиста я не встретил, чтобы был вопрос, «боже, у вас такая жизнь». Нет! Все с пониманием отнеслись к фильму. Мы эмоционально и ярко попадаем в черты. Национальный характер может разниться, но это история понятная везде.
Ко мне подходили и говорили, что это «наша американская история», «итальянская история» и так далее. Все знакомы с матриархатом или патриархатом, как ты его не назови. В этом проблема нашего общества – мы все стремимся в Европу, но эти ценности никак не привьются к нашему дереву. 31 мая мы показали премьеру в Москве, и на следующее утро я улетел в родной Новосибирск. Владелец кинотеатра мне телеграфировал, что поставили для премьеры самый большой зал – и он был продан. Во всех восьми залах была запущена премьера, и я перебегал от одного зала к другому. Мне кажется, зритель должен принять эту картину без всяких оговорок. Кто-то попытается сказать про фильм, что он опять очерняет Россию, как это было с «Левиафаном». Это не так. Они просто будут готовы так встретить. Так работает сила пропаганды».
По словам актеров, на съемочной площадке установилось полное взаимопонимание, причем режиссер, понимая, что именно он хочет увидеть в конечном итоге, давал возможность реализовывать и предложения актеров.
«Со Звягинцевым интересно работать, - признался актер Алексей Розин. - Все предложения, которые у тебя есть, ты можешь сделать. Но при этом и режиссер знает точно, что он хочет сделать, - это здорово».
С ним согласна и актриса Марьяна Спивак: «Любовь есть. У меня есть сын, который снялся в этой картине. Он молодец, доволен. С Андреем работать – полное счастье. Когда меня утвердили на съемки – это был просто подарок».
Кстати, по признанию режиссера, если Марьяна оказалась первой, кто пришел на кастинг, то исполнителя главной мужской роли он искал довольно долго, несмотря на то, что уже работал с Алексеем Розиным в других картинах.
«Марьяна пришла на кастинг первым актером. Я еще сказал, что не помню что нужно делать с актерами и предложил просто познакомиться. С Лёшей тоже, я его давно искал. С ним работали на «Елене» и «Левиафане», но я долго его искал. В результате на сцене, где они на кухне, у меня просто была идиосинкразия (Болезненное восприятие чего-либо - Прим. редакции)».