При поддержке изданий Inc. и VC.ru банк провел самый крупный онлайн-марафон в войсчатах Telegram, посвященный Дню российского предпринимательства. В нем приняли участие около 2,5 тысяч предпринимателей и тех, кто хочет открыть свой бизнес. Четыре самых активных участника выиграли бесплатное годовое обслуживание расчетного счета в «Открытии».
В течение шести часов инвесторы и предприниматели обсуждали будущее рынков, масштабирование бизнеса, удержание клиентов, рассказывали о своих ошибках и отвечали на вопросы предпринимателей из разных регионов и отраслей. В панельных дискуссиях участвовали инвесторы Александр Чачава, Александр Горный, основатель «Нетологии-групп», руководители eBay в России, Timepad, SETTERS, Newman Sport & Business Consulting, Natty’s, кооператива «Черный», 4fresh.ru, Qmarketing и заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.
О привлекательных нишах
«Сейчас наиболее популярны отрасли с повышенным спросом, сформированным еще в условиях пандемии: онлайн-торговля, курьерская деятельность, такси. Наблюдается повышенная ротация бизнеса, связанного с клинингом: в этой отрасли количество новых регистраций (+2,3%) сопоставимо с числом ликвидаций (- 3,8%). Безусловно, самым привлекательным новым бизнесом для предпринимателей̆ является онлайн-торговля. Именно в этой отрасли в марте прирост нового бизнеса составил 7,5% при доле ликвидаций 3%, по данным СПАРК Интерфакс», — рассказала Надия Черкасова.
Ведущий марафона Александр Горный, сооснователь United Investors, бывший директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group считает, что предпринимателям нужно строить планы на 2025 год и пытаться понять, как победить монополии. «В 2020 году все изменилось из-за ковида, 2021 — 2022 годы им тоже будут затронуты. Но если мы сейчас создаем бизнес, надо думать о 2025 годе, когда уже все закончится. В это время начнется монополизация. В последние десятилетия рынки монополизируются благодаря технологиям. Если раньше малый бизнес — например, парикмахерская в одном из регионов — могла нормально жить, то в 2025 году придут большие сети, которые всем управляют, и малому бизнесу придется сложнее».
Эксперты сформировали «золотые правила» завоевания клиентов
По мнению участников марафона, в России уже сформирован тренд на честность малого бизнеса. Искренность — главная составляющая завоевания любви клиента, в этом сошлись все спикеры во время обсуждения темы «Как подружиться с клиентами и сделать их своими последователями».
Артем Темиров, сооснователь кооператива «Черный»: «Главное — любить то, что вы делаете, и не стесняться показывать это. Тогда клиенты заразятся любовью и станут вашими последователи, даже если они разделяют не все ценности компании».
Карина Шевченко, директор по маркетингу магазина натуральной косметики 4fresh: «Надо любить клиентов и важно, чтобы люди, которые непосредственно общаются с вашими клиентами тоже их любили. И еще одно правило: будьте честными во всех отношениях и прозрачными — это тоже ценят».
Почему 80-90% бизнесов закрываются в первый год существования, и как этого избежать?
Олег Бармин, основатель «Липко-сладко» и Agenda.media: «Когда начинаешь свое дело, нужно много терпения, чтобы дотолкать телегу до финиша, когда все заработает. Думаю, часто бизнес закрывается из-за этого».
Виктория Шиманская, основательница SKILLFOLIO: «Многие стартапы увлекаются своим продуктом и делают только то, что им комфортно. Но каждый предприниматель должен спрашивать себя и свою команду о том, что может убить бизнес, что они будут делать и что не будут, чтобы бизнес не закрылся».
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA-») и НКР («АA+.ru»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.