ВТБ проанализировал портрет клиентов, которые попадаются на уловки мошенников. За два года фокус внимания злоумышленников сместился с мужчин на женщин. В 2021 году на них приходилось 45% всех звонков, в 2022-м – 49%, а в этом году – уже 52%. Чаще всего на их уловки попадались жительницы Москвы в возрасте от 39 лет.
По данным банка, чаще всего сталкивались с действиями мошенников клиенты в возрасте от 35 до 44 лет, их доля превышает 27% от общего числа. Категория клиентов от 45 до 54 лет занимает около 24%, от 55 до 64 лет – 17%, от 25 до 34 лет – 14%, люди старшего поколения (от 65 лет) – 13%, молодежь (до 25 лет) – всего 4%. Наиболее распространенными схемами мошенничества остаются социальная инженерия, на которую приходится более 90% всех атак, и фишинг.
Специалисты подсчитали, что с начала 2023 года в банк поступило 1,5 млн сообщений о звонках мошенников. Лидерами по информированию стали жители Центрального федерального округа, которые в 2 раза чаще делились данными о подозрительной активности, чем жители других регионов страны.
На долю УрФО приходится 7,5% общего количества сообщений о попытках мошенничества - это пятый показатель среди федеральных округов. Статистика обращений жителей разных городов показала, что наиболее часто контактами мошенников делятся москвичи – 17%. Екатеринбург занимает в этом списке пятое место – 1,8%. Примерно одинаковое число сообщений приходится на Тюмень и Челябинск – в каждом городе чуть более 1,2% от общего объема.
«Рассказывать об активности мошенников – важная превентивная мера, которая позволяет уберечь других клиентов от хищений. Банк внимательно изучает каждое обращение и передает эти сведения в правоохранительные органы для расследования и последующей блокировки контактов, связанных с преступной деятельностью.
Тем важнее было для нас сделать инструмент для передачи таких данных максимально простым и доступным для всех. Отправить информацию можно не только в чат-боте, но и в каналах банка в мессенджерах. В целом за первый квартал мы получили в чат-боте 1,5 млн сообщений о возможных атаках мошенников. Эти цифры говорят, что борьба с мошенничеством важна для наших клиентов так же, как и для нас», – подчеркнул старший вице-президент банка, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.