Примерное время чтения: 6 минут
885

«Дистант – это шок». Уральские психологи и педагоги – про неделю выходных

Накануне Владимир Путин подписал указ о введении оплачиваемых нерабочих дней в стране с 30 октября по 7 ноября. Вице-премьер Татьяна Голикова в ходе совещания назвала Свердловскую область в числе регионов с наиболее критической ситуацией по заболеваемости COVID-19. И это не случайно – на этой неделе на Урале впервые выявлено 603 новых случая заражения за сутки. Школьников и студентов в такой ситуации могут снова отправить на дистант, как в самом начале пандемии. Журналисты «АиФ-Урал» обратились к психологам и педагогам, чтобы выяснить, как отразится такой формат обучения на учащихся, а также на системе образования в целом.

«Каждый день – как у стены плача»

Кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Лицея № 110 в Екатеринбурге Ольга Валерьевна Усова считает, что последствия удалённого формата обучения – уже непоправимы.

- Очередное разобщение студентов, школьников, преподавателей - негативно скажется на успеваемости и развитии, или к такому формату уже все привыкли?

- Проводилось исследование, в котором принимали участие студенты УИУ РАНХиГС и УрФУ, - говорит Ольга Валерьевна. – Оно выявило снижение мотивации к обучению среди учащихся. Молодые люди просто не видят перспектив при таком формате обучения. Наблюдались изменения эмоционального состояния у студентов и депрессивные настроения. Это можно объяснить повышением уровня тревожности. Самооценка учащихся падает, когда они понимают, что никому не нужны и заслуживают только такого обучения на расстоянии.

К тому же, при сегодняшней бально-рейтинговой системе, во время лекций студенты часто занимаются своими делами с выключенной веб-камерой – всё равно ведь потом на сессии им засчитывают баллы. Это имитация образовательной деятельности. В такой ситуации знания не усваиваются – как к такому можно привыкнуть?

Трудно и преподавателям. Нет обратной связи, эмоционального контакта с учениками. Ведь образование - это ещё и передача влюблённости в предмет. На своём опыте могу сказать: каждый раз перед началом лекции чувствую себя, как у стены плача. А иногда по 5-6 таких пар в день проходит подряд. Это выматывает эмоционально.

- На ком сильнее отразится дистант – на школьниках или на студентах колледжей и вузов?

- Школьникам девятых и одиннадцатых классов, конечно, психологически тяжелее из-за близости выпускных экзаменов. Негативно сказывается дистант и на учащихся младших классов. Отношение к себе, к окружающему миру изменяется, навыки социализации теряются.

Ещё один важный момент – нынешних школьников воспитывают «дети 90-х годов», которые сами в большинстве случаев росли в сложных социальных условиях. У многих сегодняшних родителей не сформировались нужные качества, они не справляются с детьми. А педагог в школе как раз необходим, чтобы регулировать нормы и правила. Без него никак.

На дистанте дети уходят в виртуальную реальность, оставаясь вообще без контроля родителей, которые в это время на работе. Страдает учебный процесс – уроки сокращаются до 30 минут, потому что по медицинским нормам долго сидеть у компьютера детям нельзя.

- Как такие условия удалённого обучения могут сказаться на системе образования в целом, когда пандемия закончится?

- Дистант – это настоящий шок для всех. Боюсь, что мы воспитываем уже потерянное поколение. На лекциях и семинарских занятиях без навыков «софт скиллс», без практики, без живого общения образование будет неэффективным. Сейчас в стране собираются отменять заочное образование, а в условиях пандемии получается фактически «заочка». Я считаю, что дистант хорош на курсах повышения квалификации. А при первом высшем образовании – нет.

Наши уральские вузы стремятся стать международными. Но многие иностранные студенты за эти полтора года пандемии даже ни разу не видели своих одногруппников в лицо.

Страшно представить, какой уровень образования получают студенты инженерных, медицинских направлений – там ведь нужны фундаментальные знания, точные измерения. На «удалёнке» получить их в полной мере не получится. Представляете, каких специалистов мы получим уже через несколько лет? Вся система образования может быть подорвана, если мы сегодня не примем меры.

«У онлайн-отличников выше IQ»

Другой позиции придерживается кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник УрФУ Марина Владимировна Клименских. По её словам, у системы онлайн-курсов есть свои преимущества над стандартной формой обучения в аудитории.

«Интеллект у отличника онлайн-курса, как правило, выше по сравнению со студентом из аудитории, - говорит Марина Клименских. - Три года мы изучали психологические характеристики студентов онлайн-курсов, собрали две тысячи анкет и проанализировали их по двадцати разным методикам. И вот делаем вывод: чем ниже IQ, тем сложнее человеку будет учиться в онлайне. А успешные студенты - это те люди, которые не хотят больше учиться "по старинке", нацелены на конкретные знания, и их раздражает разнообразие предметов».

По словам Марины Владимировны, ситуация с массовым образованием тоже не трагична, хотя в школах общая цифровая грамотность педагогов ниже, чем у тех же преподавателей в вузах, и им труднее освоить новые инструменты обучения на базе онлайн-платформ.

«Отношение к дистанту у родителей школьников заметно изменилось, - говорит Марина Клименских. - Они стали чаще выбирать не традиционные, а альтернативные образовательные практики, семейное обучение. Они зарекомендовали себя как более эффективные. Я считаю, что в перспективе образование будет только дистанционным, очные встречи будут проходить редко. Уже сейчас мы эту ситуацию наблюдаем, и пандемия здесь выступила катализатором».

Кроме того, по словам эксперта, ученикам онлайн-курсов не свойственна напряженность как психологическая черта, они умеют концентрировать внимание и учиться сами:

«Сейчас адаптивное обучение позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории. Отсутствие живого общения тоже можно компенсировать. Основную проблему я вижу не в самом дистанте, а в готовности учителей меняться, в отношении к образованию учащихся. Изменения должны начинаться в первую очередь с семьи, с родителей». 

Стоит отметить, что удалённый формат, с которым школьники и студенты впервые столкнулись в самом начале пандемии, снова может стать повседневной действительностью. Реальность диктует свои правила: родителям и детям, школьникам и студентам приходится адаптироваться к любым условиям. Кстати, как сообщили в пресс-службе УрФУ, в вузе готовы к переходу на дистант.

пресс-служба УРФУ:
В университете готовится соответствующий приказ по сотрудникам, преподавателям и студентам, в ближайшие дни его подпишет ректор Виктор Кокшаров. Вуз будет ориентироваться на документы федерального (включая рекомендации Минобрнауки России) и регионального уровней.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах