Накануне Владимир Путин подписал указ о введении оплачиваемых нерабочих дней в стране с 30 октября по 7 ноября. Вице-премьер Татьяна Голикова в ходе совещания назвала Свердловскую область в числе регионов с наиболее критической ситуацией по заболеваемости COVID-19. И это не случайно – на этой неделе на Урале впервые выявлено 603 новых случая заражения за сутки. Школьников и студентов в такой ситуации могут снова отправить на дистант, как в самом начале пандемии. Журналисты «АиФ-Урал» обратились к психологам и педагогам, чтобы выяснить, как отразится такой формат обучения на учащихся, а также на системе образования в целом.
«Каждый день – как у стены плача»
Кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Лицея № 110 в Екатеринбурге Ольга Валерьевна Усова считает, что последствия удалённого формата обучения – уже непоправимы.
- Очередное разобщение студентов, школьников, преподавателей - негативно скажется на успеваемости и развитии, или к такому формату уже все привыкли?
- Проводилось исследование, в котором принимали участие студенты УИУ РАНХиГС и УрФУ, - говорит Ольга Валерьевна. – Оно выявило снижение мотивации к обучению среди учащихся. Молодые люди просто не видят перспектив при таком формате обучения. Наблюдались изменения эмоционального состояния у студентов и депрессивные настроения. Это можно объяснить повышением уровня тревожности. Самооценка учащихся падает, когда они понимают, что никому не нужны и заслуживают только такого обучения на расстоянии.
Трудно и преподавателям. Нет обратной связи, эмоционального контакта с учениками. Ведь образование - это ещё и передача влюблённости в предмет. На своём опыте могу сказать: каждый раз перед началом лекции чувствую себя, как у стены плача. А иногда по 5-6 таких пар в день проходит подряд. Это выматывает эмоционально.
- На ком сильнее отразится дистант – на школьниках или на студентах колледжей и вузов?
- Школьникам девятых и одиннадцатых классов, конечно, психологически тяжелее из-за близости выпускных экзаменов. Негативно сказывается дистант и на учащихся младших классов. Отношение к себе, к окружающему миру изменяется, навыки социализации теряются.
На дистанте дети уходят в виртуальную реальность, оставаясь вообще без контроля родителей, которые в это время на работе. Страдает учебный процесс – уроки сокращаются до 30 минут, потому что по медицинским нормам долго сидеть у компьютера детям нельзя.
- Как такие условия удалённого обучения могут сказаться на системе образования в целом, когда пандемия закончится?
- Дистант – это настоящий шок для всех. Боюсь, что мы воспитываем уже потерянное поколение. На лекциях и семинарских занятиях без навыков «софт скиллс», без практики, без живого общения образование будет неэффективным. Сейчас в стране собираются отменять заочное образование, а в условиях пандемии получается фактически «заочка». Я считаю, что дистант хорош на курсах повышения квалификации. А при первом высшем образовании – нет.
Наши уральские вузы стремятся стать международными. Но многие иностранные студенты за эти полтора года пандемии даже ни разу не видели своих одногруппников в лицо.
Страшно представить, какой уровень образования получают студенты инженерных, медицинских направлений – там ведь нужны фундаментальные знания, точные измерения. На «удалёнке» получить их в полной мере не получится. Представляете, каких специалистов мы получим уже через несколько лет? Вся система образования может быть подорвана, если мы сегодня не примем меры.
«У онлайн-отличников выше IQ»
Другой позиции придерживается кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник УрФУ Марина Владимировна Клименских. По её словам, у системы онлайн-курсов есть свои преимущества над стандартной формой обучения в аудитории.
«Интеллект у отличника онлайн-курса, как правило, выше по сравнению со студентом из аудитории, - говорит Марина Клименских. - Три года мы изучали психологические характеристики студентов онлайн-курсов, собрали две тысячи анкет и проанализировали их по двадцати разным методикам. И вот делаем вывод: чем ниже IQ, тем сложнее человеку будет учиться в онлайне. А успешные студенты - это те люди, которые не хотят больше учиться "по старинке", нацелены на конкретные знания, и их раздражает разнообразие предметов».
По словам Марины Владимировны, ситуация с массовым образованием тоже не трагична, хотя в школах общая цифровая грамотность педагогов ниже, чем у тех же преподавателей в вузах, и им труднее освоить новые инструменты обучения на базе онлайн-платформ.
Кроме того, по словам эксперта, ученикам онлайн-курсов не свойственна напряженность как психологическая черта, они умеют концентрировать внимание и учиться сами:
«Сейчас адаптивное обучение позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории. Отсутствие живого общения тоже можно компенсировать. Основную проблему я вижу не в самом дистанте, а в готовности учителей меняться, в отношении к образованию учащихся. Изменения должны начинаться в первую очередь с семьи, с родителей».
Стоит отметить, что удалённый формат, с которым школьники и студенты впервые столкнулись в самом начале пандемии, снова может стать повседневной действительностью. Реальность диктует свои правила: родителям и детям, школьникам и студентам приходится адаптироваться к любым условиям. Кстати, как сообщили в пресс-службе УрФУ, в вузе готовы к переходу на дистант.