Примерное время чтения: 8 минут
293

Садись – пять! Почему так важно играть с ребёнком «в школу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Урал» 17/08/2022
Готовимся к школе с ранних лет, играя «в школу». Впрочем, начать не поздно и за две недели до 1 сентября.
Готовимся к школе с ранних лет, играя «в школу». Впрочем, начать не поздно и за две недели до 1 сентября. / Настасья Боженко / «АиФ-Урал»

Строго говоря, готовить ребёнка к школьным годам чудесным стоит задолго до заветного 1 сентября, лет этак с четырёх. Но и сейчас, когда до начала учебного года осталось ровно две недели, можно успеть кое-что наверстать. Речь не о покупке формы и канцелярских принадлежностей. Тогда о чём?

Мотивация

Помните анекдот про Вовочку, который, придя 1 сентября из школы, бросил портфель в угол и мрачно заявил родителям: «Предупреждать надо, что эта волынка на 11 лет…»? Смех смехом, но парень прав – предупреждать надо. Иначе как ребёнок поймёт, зачем учиться, ведь в его жизни и так всё хорошо.

«Просто заставлять ребёнка ходить в школу – «ты должен!» – бессмысленно, более того, вредно, – говорит психолог Марина Курченко. – Всё, что приходится делать через силу, вызывает отторжение. Разве у нас, взрослых, не так? Поэтому в оставшиеся до нового учебного года дни настоятельно рекомендую родителям ненавязчиво поговорить с детьми-первоклассниками о том, что в будущем дадут им полученные знания. К примеру, наверняка в возрасте 6–7 лет ребёнок уже мечтает о будущей профессии – танцуйте от этого. Или от того, что крепкие знания в определённой области позволят стать успешным, много путешествовать. Вариантов множество. А вот от восклицаний «и где мне в жизни пригодилась эта математика?» в присутствии ребёнка лучше воздержаться. Как, впрочем, и от критики педагогов, школы, системы образования, даже если для неё есть основания».

По словам Марины Леонидовны, расширение круга знакомств – тоже хорошая мотивация к школе, тем более что навыки работы в команде всегда могут пригодиться.

Дисциплина

Большинство дошкольников не отличаются усидчивостью, а «домашние» дети вообще привыкли к казачьей вольнице. «Помню, в первом классе и моей старшей дочки, и, потом, младшего сына были ребятишки, которые вставали посредине урока, деловито собирали портфель и заявляли учителю: «Всё, пошёл к маме», – рассказывает жительница Екатеринбурга Людмила Чусовитина. – Мои же дети, несмотря на то, что в садик не ходили ни дня, пошли в школу, имея чёткое представление о том, что их там ждёт и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Просто мы с раннего возраста играли с ними «в школу» и, разумеется, проигрывали разные варианты. Не выполнил домашнее задание? Реакция учителя будет такой-то. Болтаешь на уроке – получишь замечание. И так далее. Но чаще всего, конечно, учитель говорил: «Садись – пять!» Похвала ещё никому не помешала.

Буквы разные писать…

Поверьте, умение читать – бегло или по слогам, писать и считать «вот прям до ста» – не самые важные навыки для ребёнка, который собирается первый раз в первый класс. Отменная память – вот что поможет ребёнку с лёгкостью грызть гранит науки. В оставшееся до 1 сентября время ещё можно её хорошенько потренировать. В игровой форме, разумеется. Предложите ребёнку выучить наизусть стихотворение более сложное и объёмное, чем «Наша Таня громко плачет», а потом устройте его сольное выступление перед всей семьёй (овации обязательны!). Это, к слову, поможет преодолеть робость перед выступлением на публике (перед классом). Запоминание чисел тоже отличная тренировка – игра «Кто больше запомнит?» вам в помощь. А старые добрые лингвистические игры вроде шарад, ребусов, кроссвордов, «городов» и так далее не только активизируют память, но и увеличат словарный запас. И сами получите удовольствие, кстати.

Режим

Если ребёнок привык вставать рано утром, чтобы отправиться в детский сад, – отлично, проблем с пробуждением в школу у него не будет. В отличие от домашних детей или тех ребятишек, которые «демобилизовались» из детсада в начале лета и провели три месяца на свободном расписании. Чтобы смягчить стресс от изменения режима, начинайте его выстраивать в рабочем формате уже сегодня. Ну, хорошо, завтра. В течение этих двух недель начинайте будить ребёнка всё раньше и раньше, так, чтобы к 1 сентября он уже дня три-четыре пробуждался в нужное время. Психологи склоняются к тому, что в начальной школе лучше обойтись без будильника, поскольку пробуждение ребёнка должно быть мягким, спокойным. В связи с этим никаких: «Рота, подъём!»

Старые добрые лингвистические игры вроде шарад, ребусов, кроссвордов, «городов» и так далее не только активизируют память, но и увеличат словарный запас.
И ещё воздержитесь (сейчас и в будущем) от утренних «разборок» по поводу очередной дырки на брюках, выпотрошенной маминой косметички, почеркушек в папином ежедневнике или разбитой тарелки. Пусть утро будет добрым!

Питание

Да-да, снова о «скучном». Но крайне важном. «Школьники тратят колоссальное количество энергии, – говорит врач-педиатр Елена Малькова. – Поэтому их организм остро нуждается в полноценном питании, благодаря которому он получает достаточное количество необходимых для здоровья веществ. В первую очередь в детском рационе должны быть животные и растительные белки, которые содержатся в молочных продуктах, постном мясе, яйцах, говяжьей печени, бобовых и зерновых культурах. Аминокислоты, которые необходимы для роста и развития ребёнка, организм получает опять же с мясом, орехами, рыбой. Витамины – из овощей и фруктов, которых сегодня предостаточно. А вот сладости – конфеты, пирожное, газированные напитки и так далее – лучше ограничить, поскольку они провоцируют набор лишнего веса и образование кариеса».

С молоком матери

Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ

Подготовка ребёнка к школе – это частный вопрос. Готовить его нужно к жизни.

Причём, да не покажется это странным, с рождения. Доказано, что грудное вскармливание способствует не только физическому здоровью, но и психологической устойчивости ребёнка в будущем. Кроме того, новорождённого нужно готовить к позитивному восприятию окружающей среды, поэтому малышей (да и детей постарше) обязательно нужно обнимать, целовать, говорить им ласковые слова. И ни в коем случае не ругать! Нежность – мощнейшее психологическое воздействие на ребёнка в возрасте до двух лет. А с двух лет начинается процесс интеграции ребёнка в социум, и тут важно дать ему навыки соответствующего ситуации поведения. То есть, по сути, учить его «что такое хорошо и что такое плохо». К пяти годам эти навыки должны закрепиться.

Наш папа не имел ни одного класса образования – грамоте он обучился на фронте, но тем не менее он имел представление о воспитании. Каждый вечер мы с братом должны были честно ответить на его вопрос: «Что сегодня было нехорошего?» После чего получали символическую взбучку. Зато, выйдя в пятилетнем возрасте «воспитываться» на улицу, мы уже чётко понимали, что такое хорошо и что такое плохо. А ближе к школе, помню, нас усаживали слушать радио, и мы таким образом черпали знания, учились слушать и слышать музыку. Потом и я со своими сыновьями практиковал подобные методы. К примеру, со старшим сыном мы изучали географические карты, а младший с удовольствием слушал мои рассказы и сказки. И мы с супругой были включены в их учёбу – на первых порах обязательно сидели рядом с ними во время выполнения домашних заданий, обсуждали их с сыновьями, что-то советовали, если в этом была необходимость. Но, главное, мы сопереживали вместе с ними на новом этапе в их жизни. Так что главное, в чём нуждаются школьники, – это сопереживатель рядом!

Держим в уме. О чём не забыть, готовя ребёнка к школе

1. Если вы ещё не познакомили первоклассника со школой, самое время это сделать. Учитель наверняка проведёт по ней ребятишек, но уже подготовленному ученику будет проще освоиться в новом помещении. Покажите ребёнку, где находится его классная комната, столовая, туалет, кабинет медицинского работника, учительская. 

2. Пройдите вместе с ребёнком все возможные маршруты «дом – школа – дом». Обращайте внимание первоклассника на опасные участки, требующие особой бдительности (пешеходные переходы, места въезда и выезда машин, канализационные люки и т. д.). Скорее всего, первое время ребёнка будет кто-то сопровождать, но ежедневный путь он всё равно должен знать.

3. Кстати, о сопровождении. Заранее решите в семье этот вопрос. Если эту обязанность вы планируете возложить на стороннего человека, скажите об этом ребёнку. И предупредите, что он не должен ни под каким предлогом (!) уходить из школы с кем бы то ни было, кроме… (список должен прилагаться).

4. Проверьте, есть ли в телефоне ребёнка все необходимые контакты членов семьи. Обговорите, при каких обстоятельствах он должен вам звонить обязательно (раньше, чем обычно, закончились уроки, плохое самочувствие и т. д.). 

5. Первоклассник, конечно, умеет самостоятельно пользоваться туалетом. Но что касается общественного – не факт. Поговорите с ребёнком на эту деликатную тему.

6. А заодно не забудьте подготовить гигиенический набор, который должен быть в рюкзаке ученика (любого класса, кстати). Необходимый минимум: туалетная бумага, в том числе влажная, влажные салфетки для рук, бумажные носовые платочки. Антисептик также лишним не будет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах