Примерное время чтения: 14 минут
152768

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику

Как заинтересовать детей непростой наукой, знает учитель физики и информатики Криулинской школы Красноуфимского района, автор интернет-канала «Сельский учитель» Руслан Хузин.
 

Строгий, но справедливый


– Нас, учителей физики, мало, и мы стараемся держаться вместе, – рассказывает Руслан Илдарович. – Педагогический вуз на Среднем Урале один, кроме того, мало кто хочет после его окончания возвращаться на свою малую родину. Большинство выпускников стараются остаться в больших городах либо уходят работать в другую сферу.

Я родился и больше 20 лет прожил в Магаданской области, но в 2002 году мои родители по программе переселения переехали в Свердловскую область, а я перевёлся в Уральский государственный педагогический университет, на платное отделение четвёртого курса, поскольку бюджетных мест не было. Понятно, что встал вопрос подработки. Устроился в школу Красноуфимска. Поскольку учителей физики не хватало, в вузе мне пошли навстречу и разрешили свободный график посещения лекций. Когда получил диплом, признаюсь, думал остаться в Екатеринбурге. Но потом прикинул – зарплаты везде практически одинаковые, а в Красноуфимском районе всё-таки была перспектива получения жилья.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

В итоге мне, как молодому специалисту, дали квартиру в селе Криулино, и вот уже 20 лет я работаю в сельской школе. И ни о чём не жалею. Да, у нас скромные зарплаты, но, уверен, если у человека работает голова и есть желание, он сможет обеспечить себя и семью. Я, например, когда начал трудиться в школе, параллельно подрабатывал разработкой сайтов – веб-дизайн, программирование с юности было моим хобби.

– Современные дети, образно говоря, рождаются с гаджетом в руках. Каково преподавать им информатику?

– Много легче, чем ученикам начала нулевых. Современные дети, приходя в седьмом классе впервые на урок информатики, уже умеют делать простые операции: копировать документы, удалять их и так далее. У них есть понимание, что такое рабочий стол, как перемещаются объекты между окнами. Боле того, они используют программы для своих увлечений, кто-то пишет музыку, кто-то рисует, кто-то обрабатывает фотографии. Поэтому, конечно, с ними проще. Есть даже дети, которые разбираются в некоторых прикладных программах лучше, чем педагог, но всё равно мне есть чему их научить.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

– Вы строгий учитель? Можете отнестись снисходительно к ученику, которому физика не даётся? Не самый лёгкий предмет, прямо скажем.

– Дети говорят, что я строгий. Хотя, например, у меня есть правило – один раз в год ученик официально может не делать домашнюю работу. И я справедливый – это точно. Мне не важно, как успевает ребёнок по предмету, но, если он проявит себя на уроке, во время лабораторной работы, на контрольной, с радостью поставлю пятёрку.

Согласен, среди детей немало «лириков», которые не имеют предрасположенности к физике. Но на базовом уровне освоить материал способны все. Почему небо голубое, каким должен быть тормозной путь и другие вещи, которые необходимо знать, можно объяснить любому ребёнку. Хотя, конечно, это требует индивидуального подхода.

Чтобы физика заинтересовала, нужно больше практики. Это экспериментальная наука, поэтому без практических, лабораторных работ никак. Я очень люблю выходы на улицу. Например, мы проводим определение средней скорости движения тела – выходим во двор школы, рядом с которой дорога. Детям нужно при помощи одного секундомера определить среднюю скорость машины или пешехода, животного или птицы. Такие уроки, конечно, всегда проходят на ура.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

Да, все лабораторные работы, эксперименты есть в сети, но, когда ты что-то делаешь своими руками, это совсем другое дело. Я всегда детям говорю, что любую теорию, любой закон нужно проверять экспериментальным путём. Такой подход может пригодиться в жизни, даже если твоя профессия не будет связана с физикой.

Я уже не говорю о том, что знание законов физики необходимо нам в жизни, а порой оно вообще может спасти её. Простой пример. Зачем мы пристёгиваемся ремнями безопасности в машине? Ведь не для того, чтобы штраф не платить. Это необходимо для того, чтобы при резком торможении автомобиля тело человека по инерции не продолжило двигаться вперед.


Космическая романтика ушла


– Кстати, о профессии. В каком возрасте, на ваш взгляд, у школьников происходит понимание своего жизненного пути?

– Сегодня речь идёт о том, чтобы начинать профориентацию с шестого класса. Я считаю, что это очень рано, хотя, по большому счёту, дело не в возрасте. К примеру, дети говорят «хочу быть инженером», не понимая значения этого слова, особенностей этой профессии. А всё потому, что утрачена традиция водить детей на экскурсии на предприятия. Между тем, это  важно! И до пандемии мы старались возродить эту традицию, возили детей на производства, даже была возможность посетить Белоярскую АЭС, но, к сожалению, не получилось.

Профориентационные программы, конечно, хорошо. Но одно дело, когда ты смотришь короткий ролик, и совсем другое, когда видишь своими глазами, как работает специалист, и имеешь возможность пообщаться с ним, задать любые вопросы.

Самая сложная задача, которая стоит перед подростками, – определиться, чем ты будешь заниматься в жизни. Классический вопрос: кем быть?

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»


– В моём детстве почти все хотели быть космонавтами.

– Давно не слышал, что ребёнок хочет быть космонавтом. Романтика ушла. Хотя, думаю, если бы ребёнок побывал на Байконуре, увидел бы своими глазами запуск ракет, он бы проникся. А сейчас дети не понимают: космонавтика – это что, вообще, такое?

– Многие считают, что физика – это мужская наука. А вы как думаете?

– Это стереотип. Даже если взять учителей физики, среди них, как ни крути, больше женщин. Всё, на самом деле, зависит от человека. Например, дочь пошла в меня, у неё аналитический склад ума, она тянется к науке. Мы с ней сняли множество видеороликов, популяризирующих физику, демонстрировали эксперименты.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

Хотя, наверное, отдельные разделы физики лучше объяснят мужчины – скажем, как работает двигатель внутреннего сгорания. Просто потому,  что у них практики больше.

– Кружок робототехники, который вы открыли в школе, – это тоже история про «делать своими руками»?

– Конечно. Школьная робототехника – это не что-то новое, это хорошо забытое старое. Наш кружок начался с двух наборов конструкторов, которые я попросил приобрести начальника городского управления образования. Надо же было с чего-то начинать. А год спустя нашёлся спонсор, благодаря которому удалось приобрести ещё десять наборов. И мы начали готовиться к соревнованиям. Участие в них – конкретная задача кружка. До определённого времени мы регулярно выезжали на соревнования: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург… И, надо сказать, что многие из моих выпускников-кружковцев связали свою жизнь с инженерными профессиями.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

Понятно, что подготовка к соревнованиям требует собранности, дисциплины, но дети есть дети, им хочется подурачиться, поэтому я периодически объявляю «разгрузочные дни», когда ребятишки могут собрать всё, что они хотят.  В такие дни рождается много любопытного, помню, например, робота, который собирал кубик Рубика за несколько секунд. Но чаще всего в эти дни ребята собирают машинки, а девчонки – роботов-животных, собачек, например.

Ну и, конечно, робототехнику, работу с конструкторами я продвигаю в своём блоге.


Разбить голосом бокал?


– В 2010 году вас назвали самым продвинутым учителем интернета. Вы получили премию Рунета в номинации «Учительский интернет-проект года». Что это был за проект?

– Это был персональный сайт «Филологии.net». (Смеётся. – Ред.) Я не очень любил в школе русский язык и литературу, хотя имел хорошие оценки по этим предметам, поэтому так назвал свой проект. Дело в том, что в школе со мной постоянно консультировались по всем вопросам, так или иначе связанным с компьютерами: как установить программу, создать сайт, сделать картинку и так далее. И чтобы не отвечать сто раз на одни и те же вопросы, я сделал свой сайт, где можно было получить ответ на интересующий вопрос, посмотреть видео – я их сам снимал. Там можно было найти информацию, необходимую для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Словом, там были материалы и для коллег, и для родителей, и для школьников. Любой человек мог найти для себя что-то интересное. К примеру, там было очень много информации по компьютерной графике, поскольку я люблю фотошоп и хорошо разбираюсь в этой теме.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»

Тогда, 13 лет назад у меня, по сути, не было конкурентов, учительские сайты, блоги были редкостью. Сегодня, конечно, ситуация другая. Так или иначе, тот проект, к сожалению, уже закрыт, но я веду свой канал, свой блог на другой платформе. Не скрою, это был вариант дополнительного дохода, поэтому я сразу шёл к тому, чтобы свой блог монетизировать. Плюс мне хотелось писать о проблемах, которые есть в образовании, чтобы привлечь к ним внимание, и, конечно, популяризовать физику, в первую очередь среди детей. Мне бы очень хотелось, чтобы дети тяготели к этой науке. Я выкладывал полезные материалы для подготовки выпускников к ЕГЭ по информатике, выкладывал – и продолжаю это делать – интересные видеоролики, которые мы снимали вместе с дочкой. Эти ролики, кстати говоря, может использовать любой учитель на своём уроке, а дети могут повторить любой эксперимент. Ведь задача моих видео – объяснить законы физики простым языком.

– Например?

– Как измерить скорость света в домашних условиях. Любой ребёнок может дома измерить её с помощью микроволновой печи. Или ролик, объясняющий, возможно ли голосом разбить бокал.

– Возможно?

– Да. Но на видео дочка не смогла этого сделать, у неё не такой сильный голос. Поэтому мы просто объясняем, при каких условиях это возможно. Кстати, в ролике есть видео, снятое в другой стране, как у ребёнка получилось разбить голосом бокал. Есть легенда, что это мог сделать Фёдор Шаляпин. Но наша задача была рассказать о звуковом резонансе, откуда он появляется и так далее. Думаю, детям, посмотрев наш ролик, будет проще в девятом классе изучать звуковые явления.

Закон взаимного тяготения. Как помочь «лирикам» полюбить физику
Фото: «АиФ-Урал»


– В своём блоге вы разложили по полочкам ляп фильма «Пираты Карибского моря». Не слишком серьёзно отнеслись к сказке?

– Нет. Очень хочется, чтобы, когда снимается фильм, физические процессы показывали правильно. Ну не могут люди пройти в вертикальном положении под водой, накрывшись лодкой. С точки зрения физики это невозможно.

Кстати, не так давно я выложил статью «Как ньютоновская жидкость помогла участникам шоу «Выжить в Дубае». В ней на примере одного из испытаний шоу я рассказываю, что такое ньютоновская жидкость и как её можно приготовить в домашних условиях. Это очень просто, все ингредиенты – картофельный или кукурузный крахмал и чистая вода комнатной температуры.

– У вашего канала, прямо скажем, незамысловатое название.

– Согласен. Но я недолго думал над названием. Хотелось подчеркнуть, что канал ведёт именно сельский учитель.   

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах