572

Ловкость рук. Инженеры или гуманитарии — кто более склонен к деменции?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Урал» 22/09/2020
Освоение мануальных навыков – профилактика деменции
Освоение мануальных навыков – профилактика деменции / medaboutme.ru / «АиФ-Урал»

Патологическое старение центральной нервной системы – деменцию – можно предотвратить. Об этом мы говорим с доктором медицинских наук, заведующей кафед­рой психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Алёной Сиденковой.

Когда начинается деменция?

– Алёна Петровна, что такое деменция и в каком возрасте она может начать развиваться?

– Деменция – это так называемое слабоумие, а именно тяжёлое нарушение интеллектуальных функций, которое препятствует выполнению человеком как его профессиональных обязанностей, так и обычных социально-бытовых действий.

Сегодня слово «деменция» используется чаще всего в отношении людей старших возрастных групп, хотя, конечно, бывают случаи, когда утрата интеллекта происходит и в более молодом возрасте в силу самых разных причин: тяжёлой черепно-мозговой травмы, интоксикации, операции на головном мозге и так далее. Это, конечно, малоуправляемые факторы риска развития деменции, поскольку они связаны с какими-то фатальными ситуациями, которые трудно предугадать.

– Всегда ли деменция сопутствует почтенному возрасту?

– Нет. Деменция – это всё-таки болезнь, и мы не можем говорить, что любой пожилой человек обязательно чем-то болеет. Немало пожилых людей в ясном уме и твёрдой памяти идут по жизни, а иные ещё и фору молодым дадут. По­этому, говоря о деменции, мы имеем в виду болезнь, которая чаще появляется в позднем возрасте, и с этой точки зрения её ещё называют патологическим старением центральной нервной системы.

Как предотвратить деменцию

– В чём залог интеллектуального долголетия?

– Для интеллектуального долголетия необходимо, чтобы центры головного мозга имели хорошие ассоциативные пути и связи, которые начинают развиваться с самого раннего детства, фактически с момента начала созревания мозга. И чрезвычайно важно богатство нейронных связей, поэтому интеллектуальное развитие должно происходить совместно с двигательным и эмоциональным развитием. Недостаточно тренировать только интеллект, как и недостаточно тренировать только тело.

Для профилактики деменции важно, какое образование, какой его тип мы получаем, начиная с подросткового возраста, когда структуры мозга уже созрели, и вплоть до пожилого возраста. Образование – это не просто набор информации, это процесс формирования знаний. А знания – это определённое взаимодействие между участками мозга, всё те же ассоциативные пути.

Средиземноморская и японская диеты – образец сбалансированного здорового питания для здоровой нервной системы.

Скажем, полученное исключительно техническое образование предполагает мышление алгоритмами, мышление в понятных логических схемах, что всё-таки сужает богатство ассоциативных путей. Но если человек с техническим образованием, к примеру, имеет творческое хобби (поёт, танцует и так далее), это помогает обогатить ассоциативные связи.

А вот у людей с гуманитарным образованием мышление не в формулах, у них нет точного пути для того, чтобы дойти до какой-то цели, до решения какой-то задачи, поэтому ассоциативные связи у них богаче.

Какая диета и какие занятия предотвращают деменцию

– То есть постоянное и разнообразное образование – эффективная профилактика деменции?

– Да, но именно образование как система. Это может быть и второе профессиональное образование,  а может быть и самообразование. Почему-то в этом смысле все приводят пример с изучением иностранного языка, хотя на самом деле изучать можно всё что угодно. Главное, чтобы это была система (!) получения знаний.

Можно, например, выполнять определённые системные упражнения в режиме освоения какой-то неизвестной функции: что-то освоил – двигаемся дальше. Пусть это будет, допустим, освоение каких-то мануальных навыков: человек никогда не вышивал – освоил вышивку крестиком, никогда не вязал – начал вязать крючком и так далее.

Изучать можно всё что угодно. Главное, чтобы это была система (!) получения знаний.
– Вы говорили, что тренировать необходимо не только интеллект, но и тело.

  • – Безусловно, физическая активность – это профилактика многих заболеваний, в том числе и в интеллектуальной сфере.
  • Кроме того, для поддержания интеллектуального здоровья важно соблюдать режим сна – вовремя ложиться, не засиживаясь до полуночи.
  • Следование правильному рациону питания также способствует интеллектуальному долголетию, но здесь ещё очень важно соблюдать ритм: мозг – это очень ритмичный орган. Ритм поступления с пищей в организм всевозможных веществ запускает все каскады внутренних биологических процессов, которые оказывают регулирующее влияние в том числе и на клетки головного мозга.
  • Кроме того, важно содержание пищи. В ней должны быть продукты, которые в достаточном количестве содержат Омега3 – жирные кислоты. В этом отношении хороши средиземноморская и японская диеты – образец сбалансированного здорового питания.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах