Примерное время чтения: 10 минут
2609

Топлива хватало? Зачем уральский пилот посадил самолёт на поле пшеницы

Экипаж авиалайнера Airbus A320, посадивший самолёт в Новосибирской области, мгновенно назвали героями, а журналисты уже сравнили ситуацию с «чудом на кукурузном поле». Руководство пилотов одобрило действия подчинённых, однако полагает, что раздавать награды и снимать сиквел фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» преждевременно. Подробности – в материале ural.aif.ru.

Что произошло?

Самолёт компании «Уральские авиалинии» Airbus A320 рейса U6-1383 Сочи – Омск, на борту которого находился 161 пассажир, включая 23 детей, утром 12 сентября 2023 года совершил вынужденную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. По предварительной информации, приземление прошло благополучно, без человеческих жертв, травм и ранений. Люди были эвакуированы в дом культуры села Убинское, где им предоставили еду, воду и зарядники для телефонов, выдали багаж. В дальнейшем всех посадили в автобусы и электрички и развезли в пункты назначения – в Омск и Новосибирск.

Тем не менее Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР РФ возбудило уголовное дело статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна). По данным ведомства, аварийная посадка была совершена по техническим причинам.

На хорошем счету

Экипаж авиалайнера состоял из шести человек. Командир корабля – Сергей Владимирович Белов. Как следует из его автобиографии, потомственный пилот. Родился 28 сентября 1990 года в Тбилиси, стать лётчиком (как его дед и отец) мечтал с детства. О себе он писал: «Просто не представляю для себя другой профессии и мечтаю продолжить знаменитую лётную династию моей семьи».

Второй пилот – Эдуард Витальевич Семёнов. Родился 7 мая 1967 года в рабочей семье. Окончил Минское авиационное училище гражданской авиации и Актюбинское высшее лётное училище. В компании работает с 2013 года. Журналисты выяснили, что утром 12 сентября он сделал звонок супруге с чужого мобильника и сказал, что их рейс скоро будет во всех новостях.

В состав экипажа входили также старший бортпроводник Дарья Александровна Глушкова, бортпроводники Айша Руадовна Гумметова, Дмитрий Александрович Костылев и Дмитрий Игоревич Рябов.

Многие уже сейчас считают экипаж Airbus A320 настоящими героями.
Многие уже сейчас считают экипаж Airbus A320 настоящими героями. Фото: ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии»

По данным руководства компании, экипаж был хорошо подготовлен. Первый и второй пилоты окончили авиационные училища в 2013 году, оба были на хорошем счету, а капитан корабля уже три года летает командиром судна.

«Пассажиры живы?»

Село Убинское, в районе которого приземлился авиалайнер, находится в 400 км от Омска и в 200 км от Новосибирска. Когда случилось это ЧП, и появилась первая информация, гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в Екатеринбурге завтракал. По его словам, первым его вопросом был: «Пассажиры живы?» После этого он прыгнул в машину и поехал в офис компании.

«При подлёте к Омску у самолёта отказала зелёная гидросистема, - рассказал Сергей Скуратов. – Всего их три: зелёная, жёлтая и голубая. Каждая отвечает за определённые параметры в работе судна. Когда возникает такая нештатная ситуация, возникают отклонения в работе спойлеров (тормозов), шасси и закрылков, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. А у командира очень мало времени: он должен пойти на второй круг и оценить все возможные опасности. В принципе такие ЧП бывали у нас и раньше, и лётчики успешно с ними справлялись. Их отрабатывают на тренажёрах. В данном случае командир посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск».

«Командир - это Господь Бог!»

Дело в том, что в Омске посадочная полоса – 2,5 км, а в Новосибирске – 3 км. По мнению Скуратова, командир принял решение садиться в Новосибирске для большей надёжности. Однако начался очень сильный ветер, и тот посчитал, что топлива у них может не хватить…

«Командир на воздушном судне – это Господь Бог, он принимает решения и несёт за них ответственность, - подчеркнул Скуратов. – Топлива было достаточно: согласно расчётам, необходимо было 3 800 кг, а у них на борту было 4 200. Но в возникшей ситуации, при сильном ветре, оно очень быстро расходовалось. С вероятностью в 100% никто не скажет – хватило бы его до Новосибирска или нет. Капитан принял обоснованное решение сажать машину, и я с ним соглашусь. Потому что он – на корабле, а я на земле…»

Компенсация за испуг

Скуратов также считает, что сажать самолёт на пшеничное поле пилотам было проще, чем лётчику Дамиру Юсупову четыре года назад  - на поле кукурузы под городом Жуковский. «Что там под кукурузой – никто не знал, а в нынешней ситуации всё было видно, поэтому пилот принял правильное решение. Но в любом случае выполнить такую посадку – это большое мастерство и самообладание. О государственных наградах говорить рано, продолжение фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» снимать преждевременно, но лётчики – молодцы, сохранили людей и самолёт, это очевидно…»

Сама посадка длилась несколько минут. Никакого пожара, как заявили некоторые СМИ, на судне не было. Уже известно, что страховая компания выплатит каждому пассажиру рейса по 100 тысяч рублей. В качестве «компенсации за испуг», как выразился Скуратов. К слову, именно такую сумму получили в своё время пассажиры на кукурузном поле.

В ближайшее время этот случай будет расследовать Межгосударственный авиационный комитет (МАК), следственный комитет, прокуратура, будут подробно разбираться техническое состояние самолёта и действия экипажа. Весь экипаж Airbus A320 от полётов отстранён. Им предстоит писать море объяснительных, беседовать со следователями и так далее.

Руководство компании планирует перевезти самолёт в Екатеринбург и восстановить его.
Руководство компании планирует перевезти самолёт в Екатеринбург и восстановить его. Фото: ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии»

Что касается самолёта, то внешних повреждений у него нет. После того, как закончатся все разбирательства, руководство компании собирается его детально обследовать. «Это нормальный рабочий самолёт, который мы когда-то купили в США, мы постараемся его восстановить, - сказал Скуратов. – Как будем транспортировать – пока не знаем, но в мировой практике такое случалось: отцеплялись крылья и машину перевозили. По времени это может занять месяц, возможно, больше».

«Полевой» стандарт приземления

Напомним, что 15 августа 2019 года самолёт «Уральских авиалиний» А321 совершил аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, но 74 получили травмы различной степени тяжести. На второй день после ЧП президент Владимир Путин наградил командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина званиями Героев России, а остальных членов экипажа – Орденами Мужества. В дальнейшем об этом событии был снят фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Дамир Юсупов, совершивший «чудо на кукурузном поле», от комментариев по поводу нынешнего происшествия поначалу уклонился, ответив нашему журналисту: «Обращайтесь в пресс-службу авиакомпании». Однако  позднее поделился эмоциями в соцсети: «Не успев зарулить на стоянку после очередного рейса, от коллег узнал неожиданную новость. Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолёт не получил значительных повреждений. Самое главное – все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!»

Мнение Дамира разделяют сегодня многие россияне. Люди оставляют в Интернете восторженные комментарии и благодарят экипаж:

«Самолёт вели профессионалы, которые, не впадая в эмоции, чётко осознавали – сколько жизней за их спиной. И, конечно, спасибо бортпроводникам. Обратившихся за помощью после приземления минимум, а это их заслуга. Бог есть!»

Однако встречаются и другие комментарии:

«А у «Уральских авиалиний» теперь в принципе новый стандарт приземления «полевой» введён, что ли?»

«Вы уж простите, все, конечно, молодцы. Но никого не смущает, что такие случаи одной в той же авиакомпании повторяются? Я с Питера летела «Уральскими авиалиниями». Не в восторге. Может пора самолёты проверить и обслуживать должным образом? То шасси не выпускаются после тряски, то ещё что-нибудь. Только об этих случаях молчат…»

Расследованием ЧП с приземлением на пшеничном поле занимаются МАК, СКР и прокуратура.
Расследованием ЧП с приземлением на пшеничном поле занимаются МАК, СКР и прокуратура. Фото: Западно-Сибирская транспортная прокуратура

В любом случае все точки над i в конечном итоге расставит Межгосударственный авиационный комитет, а он, напомним, даже действия Героя России Дамира Юсупова оценил достаточно критично.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах