Объём гуманитарной помощи, которую люди из разных городов России ежедневно собирают для пересылки нуждающимся, весьма впечатляющий: это сотни тонн. Добрых людей настолько много, что регулярно образуется очередь на отправку груза. Как выглядит «путь добра», какие возникают сложности и как их решить? Обо всех тонкостях гуманитарной транспортировки говорим с директором благотворительного фонда «Экспедиция Добра» Андреем Скобкарёвым.
Помощь без границ
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: – Андрей Сергеевич, расскажите, как родилась идея создания фонда «Экспедиция Добра» и почему было принято решение сфокусироваться именно на перевозке гуманитарных грузов?
Андрей Скобкарёв: – Эту работу много лет назад начала транспортная компания «КИТ». Поначалу руководство ТК принимало решение оказать помощь с пересылкой гуманитарного груза тем или иным некоммерческим организациям или волонтёрам. Например, доставить оборудование для проведения праздников или подарки в детские дома, продукты и вещи для жителей пострадавших от ЧС регионов. С началом CВО регулярный и мощный поток грузов направился в приграничные города, а потом и на новые территории России.
Спрос на благотворительные перевозки высокий, работы с грузом много, да и ответственность большая. Потому родилась идея упорядочить это направление деятельности – создать фонд, который сможет не просто качественно улучшить работу с добровольцами, но и привлечь к важной миссии других спонсоров. Правда, по-прежнему именно ТК «КИТ» остаётся нашим главным партнёром, но иногда помогают бизнесмены и организации, в распоряжении которых также имеется транспорт.

– Благотворительным фондам часто не хватает ресурсов, в том числе сотрудников. Расскажите, как справляется ваша команда?
– В фонде трудится пять человек. Я как руководитель, а также два менеджера, логист и водитель, который работает на новых территориях на нашей Газели. Почти все – бывшие сотрудники «КИТа» или его клиенты. Но по факту над каждым грузом работают десятки, а то и сотни людей – те, кто принимает посылки, распределяет по складам, грузит в фуры, везёт по дорогам страны. Это огромная, серьёзная, тяжёлая и ответственная работа всей команды ТК «КИТ».
Объём входящих заявок сегодня колоссальный, иногда за выходные накапливается несколько сотен обращений. Принять помощь от волонтёров мы не можем – без специального обучения с работой не справиться. Приходится работать не покладая рук. Очень поддерживает понимание, что это – благое дело, а ещё благодарность клиентов.

– Какой объём груза в месяц вы переправляете?
– 350 тонн – это максимум, который нам может выделить партнёр. Но потребность, на самом деле, ещё больше – свой лимит мы часто исчерпываем ещё до конца месяца и временно приостанавливаем приём заявок. Для сравнения, полтора года назад наши клиенты укладывались в 50–60 тонн ежемесячно.
В целом за 2024 год мы перевезли 3,2 тысячи тонн и 21,2 тысячи кубометров гуманитарных грузов.

– А на какие расстояния доводилось перевозить гумпомощь?
– Из одного конца страны в другой – это вообще наша повседневность, и в зону СВО возим в том числе. Туда вообще направляется основной объём грузов сегодня. Например, один благотворитель готов переправить с нашей помощью материалы для пошива на нужды бойцов, и он находится на юге страны, а другой, на севере, готов выполнить работу. И вот, везём с юга на север ткань, потом готовые изделия доставляем в ЛНР, ДНР, Запорожье и другие регионы.

Также в связи с такими событиями, как прошлогодние весенние наводнения, был «наплыв» грузов со всей страны в Оренбург, Орск, Тюмень.
Уместить добро в паллеты
– Как вообще всё происходит: что нужно сделать, чтобы отправить с вашей помощью гуманитарный груз?
– Мы сотрудничаем только с АНО и НКО, которые существуют не менее года и числятся в Реестре социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответственно, если груз собрал волонтёр, ему необходимо обратиться в такую организацию, чтобы пересылка происходила от её имени. Если же отправитель или получатель – коммерческая организация, на «другом конце» должно быть АНО/НКО.
Заявку на пересылку груза можно оставить на официальном сайте «Экспедиции Добра» или прислать на нашу электронную почту. Необходимо предоставить сведения о своей организации, указать, откуда и куда необходимо доставить груз и что в нём будет, каков его объём и вес. После одобрения заявки отправитель получает трек-номер, с которым приезжает в согласованный терминал ТК «КИТ» на отгрузку.

– Какие именно грузы, какого объёма и веса можно отправлять и насколько часто?
– Можно отправить самые разные вещи: предметы первой необходимости, продукты с длительным сроком хранения, оборудование, стройматериалы – если они проходят по габаритам, указанным транспортной компанией, например, длина не более 2,5 метра. Не принимаются скоропортящиеся продукты, живой груз, автомобили.
Для каждого отправителя существует лимит на месяц: до 2,5 тонны либо до 10 «кубов». Можно использовать лимит на одну посылку или на несколько, главное – отслеживать объём и вес по выданным в ТК документам. Если идёт «перелимит», организации обычно принимают решение доплатить за излишек – так тоже можно.
– Как строится логистика гуманитарных перевозок?
– ТК «КИТ» возит сборные грузы, и логистика выстраивается так, чтобы доставка была максимально эффективной. Гнать одну машину из пункта А в пункт Б без попутных остановок зачастую невыгодно, как и дожидаться, чтобы набралась целая фура грузов для разных получателей в одном городе. Поэтому груз перемещается не напрямую, скажем, из Новосибирска в Москву, а поэтапно. Он будет путешествовать от одного транзитного терминала до другого на разных фурах, и важно понимать, что в конечную точку он попадёт не сразу и будет неоднократно выгружаться и загружаться. Ещё может быть ситуация, что от одного отправителя мы получаем несколько паллет для благотворительной доставки. Это не означает, что все они уедут одномоментно.
Так что нужно закладывать некоторый запас времени на транспортировку, если вам важно успеть к какому-то сроку, а также надёжно упаковывать груз.

– С какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться в работе?
– Клиенты не всегда отслеживают свой лимит по объёму или весу. Мы делаем лишнюю работу, отсеивая заявки с «перебором». В этих и других ситуациях приходится сталкиваться с недопониманием и даже недовольством в наш адрес.
Также большие трудности доставляют плохо упакованные грузы. Их неудобно транспортировать и хранить, они могут повреждаться и повреждать другие платные грузы клиентов. Поэтому мы пришли к выводу, что будем вводить обязательное оформление специальной упаковки от транспортной компании – индивидуального паллетного борта или жёсткой упаковки.
– Какие ещё планы есть у фонда?
– Нам недостаёт партнёров, которые также как и ТК «КИТ» могли бы взять на себя какой-то объём перевозки гуманитарных грузов. Планируем найти таких благодетелей.
Реклама. ООО «КИТ.ТК». ИНН 6679113421