Во время редких затиший между боями в годы Великой Отечественной войны солдаты думали о доме, о родных и близких. Ведь тишина и спокойствие остались за несколько сотен, а то и тысяч километров от линии фронта. Что же помогало людям в тяжелое для всей страны время не терять веру в Победу?
Артисты на передовой
27 ноября 1941 года коллектив ансамбля Солдатской песни и танца (сейчас Песни и пляски Центрального венного округа) в количестве 65 человек впервые был направлен для концертов в действующую армию – на Волховский фронт. Добирались два месяца: ехали в теплушках. Посредине вагона стояла печка-буржуйка – единственный источник тепла. Воинский эшелон отправился по направлению к Вологде. Так началась фронтовая жизнь коллектива.
Когда артисты прибыли на Волховский фронт, началось знаменитое наступление, призванное снять блокаду с Ленинграда. Увы, тогда задача не была выполнена, но Красная армия освободила Тихвин, и это был хороший знак для всего советского народа.

В разрушенном городе командование нашло ансамблю уцелевшее здание, где за день были сколочены лавки и сцена. Благодаря этому коллектив выступал полным составом – с танцорами и музыкантами. Уральские артисты часто выступали перед отправкой солдат на передовую.
«Концерт длился восемь часов, – рассказал бывший режиссер ансамбля песни и пляски ЦВО, заслуженный работник культуры Евгений Аптекарь. – При минусовой температуре ребята плясали, пели, играли, лишь бы только наши солдаты шли дальше…»
Наступление остановилось, Красная армия заняла позиционную оборону, и ансамбль стал работать по опорным точкам. Артисты добирались туда на лошадях – несмотря на то, что многие никогда на них не ездили. Сопровождающие солдаты доводили группу до определённого места, а дальше работники культуры добирались ползком или перебежками. «За те полтора месяца, которые ансамбль был в расположении Волховского фронта, артисты дали свыше 200 концертов! Коллектив разделился на небольшие бригады, каждая из которых ежедневно выступала три-четыре раза. Ближе к ночи они собирались вместе, а на следующий день вновь отправлялись на передовую», – добавил подполковник в отставке.
Жизнь после фронта
Между тем к осени 1941 года в стране начали создаваться фронтовые бригады – театры, концертные организации, которые формировались и отправлялись на фронт. Однако свердловский ансамбль был одним из первых, кто начал выступать перед воинами на передовой.
«Ансамбль был отозван, ребят вернули в Свердловск, но, по воспоминаниям самих артистов, на фронте им было проще, чем в тылу, – подчеркнул Евгений Аптекарь. – Несмотря на холод, голод и прочие трудности, там им было всё абсолютно понятно: здесь – свои, там – враги. Главное было – поднять бойцов, воодушевить их на подвиг. А здесь, на Урале, в глубоком тылу, – тишина…»
За три следующих года войны ансамбль дал 1 640 концертов. Артисты вылетали в какой-либо населённый пункт и уже на месте решали – где конкретно им работать.

Великую Отечественную часто называют «войной моторов». Стране был нужен бензин, поэтому страна в спешке строила нефтепровод с Сахалина на материк. Свердловский ансамбль обеспечивал эту стройку на протяжении всего строительства. Давали концерты в бараках, где жили рабочие. Ветераны коллектива вспоминают, что когда они приезжали в очередной населённый пункт, им говорили: «Ребят, а устройте нам танцы!» Оркестр ансамбля с солистами находили помещение, играли популярную музыку.
На фронте и в тылу, в военное и мирное время ансамбль всегда появлялся там, где было труднее всего, воодушевляя людей на бой и на труд. После выступлений уральцев у людей вырастали крылья, открывалось втрое дыхание. Сами же артисты с особым волнением всегда вспоминали о именно фронтовых концертах.