Примерное время чтения: 4 минуты
53

«Концерты длились по восемь часов». Как военные ансамбли помогали фронту

Во время редких затиший между боями в годы Великой Отечественной войны солдаты думали о доме, о родных и близких. Ведь тишина и спокойствие остались за несколько сотен, а то и тысяч километров от линии фронта. Что же помогало людям в тяжелое для всей страны время не терять веру в Победу?

Артисты на передовой

27 ноября 1941 года коллектив ансамбля Солдатской песни и танца (сейчас Песни и пляски Центрального венного округа) в количестве 65 человек впервые был направлен для концертов в действующую армию – на Волховский фронт. Добирались два месяца: ехали в теплушках. Посредине вагона стояла печка-буржуйка – единственный источник тепла. Воинский эшелон отправился по направлению к Вологде. Так началась фронтовая жизнь коллектива.

Когда артисты прибыли на Волховский фронт, началось знаменитое наступление, призванное снять блокаду с Ленинграда. Увы, тогда задача не была выполнена, но Красная армия освободила Тихвин, и это был хороший знак для всего советского народа.

Фото: «АиФ-Урал»

В разрушенном городе командование нашло ансамблю уцелевшее здание, где за день были сколочены лавки и сцена. Благодаря этому коллектив выступал полным составом – с танцорами и музыкантами. Уральские артисты часто выступали перед отправкой солдат на передовую.

«Концерт длился восемь часов, – рассказал бывший  режиссер ансамбля песни и пляски ЦВО, заслуженный работник культуры Евгений Аптекарь. – При минусовой температуре ребята плясали, пели, играли, лишь бы только наши солдаты шли дальше…»

Наступление остановилось, Красная армия заняла позиционную оборону, и ансамбль стал работать по опорным точкам. Артисты добирались туда на лошадях – несмотря на то, что многие никогда на них не ездили. Сопровождающие солдаты доводили группу до определённого места, а дальше работники культуры добирались ползком или перебежками. «За те полтора месяца, которые ансамбль был в расположении Волховского фронта, артисты дали свыше 200 концертов! Коллектив разделился на небольшие бригады, каждая из которых ежедневно выступала три-четыре раза. Ближе к ночи они собирались вместе, а на следующий день вновь отправлялись на передовую», – добавил подполковник в отставке.

Жизнь после фронта

Между тем к осени 1941 года в стране начали создаваться фронтовые бригады – театры, концертные организации, которые формировались и отправлялись на фронт. Однако свердловский ансамбль был одним из первых, кто начал выступать перед воинами на передовой.

«Ансамбль был отозван, ребят вернули в Свердловск, но, по воспоминаниям самих артистов, на фронте им было проще, чем в тылу, – подчеркнул Евгений Аптекарь. – Несмотря на холод, голод и прочие трудности, там им было всё абсолютно понятно: здесь – свои, там – враги. Главное было – поднять бойцов, воодушевить их на подвиг. А здесь, на Урале, в глубоком тылу, – тишина…»

За три следующих года войны ансамбль дал 1 640 концертов. Артисты вылетали в какой-либо населённый пункт и уже на месте решали – где конкретно им работать.

Фото: «АиФ-Урал»

Великую Отечественную часто называют «войной моторов». Стране был нужен бензин, поэтому страна в спешке строила нефтепровод с Сахалина на материк. Свердловский ансамбль обеспечивал эту стройку на протяжении всего строительства. Давали концерты в бараках, где жили рабочие. Ветераны коллектива вспоминают, что когда они приезжали в очередной населённый пункт, им говорили: «Ребят, а устройте нам танцы!» Оркестр ансамбля с солистами находили помещение, играли популярную музыку.

На фронте и в тылу, в военное и мирное время ансамбль всегда появлялся там, где было труднее всего, воодушевляя людей на бой и на труд. После выступлений уральцев у людей вырастали крылья, открывалось втрое дыхание. Сами же артисты с особым волнением всегда вспоминали о именно фронтовых концертах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах