Общественник и волонтёр Вадим Савин называет Екатеринбург «столицей шевронов», потому что открыл в этом городе особенный музей. На стенах в качестве экспонатов — нашивки, которые носят участники СВО на линии соприкосновения. Многие образцы он получил в подарок от бойцов, когда приезжал к ним с гуманитарным грузом. Подробнее — в материале aif.ural.ru.
«И душа, и боль, и надежды»
Когда Вадим Савин в первый раз повёз гуманитарный груз участникам спецоперации, то отправился непосредственно в зону боевых действий. Другие волонтёры туда обычно не ездят. Но жёны военных попросили его передать мужьям посылки, и он не смог им отказать. «Попросил знакомого военного меня довезти, он согласился. Мы нагрузили «газельку» и поехали, — вспоминает основатель музея шевронов Вадим Савин. — Ни о какой опасности тогда не думал — знаю, что до 117 лет доживу! (Смеётся. — Ред.) Больше переживал за того человека, который на себя взял ответственность меня туда доставить! Справедливости ради скажу, что на тот момент — осенью 2022 года – дронов со взрывными устройствами летало намного меньше, чем сейчас, а те, что были, не гонялись за автомобилями. Но нас запросто мог засечь «мавик» (беспилотник, который отслеживает местонахождение объекта. — Ред.) и передать наши координаты вражеским артиллеристам. Наши ребята знали, что мы приедем, но для них всё равно стало шоком и удивлением то, что к ним прямо на передовую привезли гуманитарную помощь! Среди вещей была тёплая одежда, термобельё, сладости. Когда выполняешь боевые задачи, то тебе в магазин уже не съездить, поэтому и банка сгущёнки становится на вес золота!»

До начала спецоперации Вадим Савин возглавлял региональное отделение «Союза добровольцев России». В 2022 году он ездил в Луганск и Донецк с гуманитарными грузами. Уралец полгода жил в тех местах, приезжал к бойцам «за ленточку», чтобы передать им посылки от других волонтёров, кроме того, возил продукты мирному населению. Для того чтобы обозначить, кто он, стал носить шевроны. Один из них был с буквой Z, другой — с российским триколором, третий — с символикой добровольческой группировки «Отважные». Потом появились и другие, например, с позывным «Север». Военные тоже начали дарить ему свои нашивки. Их становилось всё больше — скопилась целая коллекция. В итоге Вадим открыл в Екатеринбурге музей, у которого нет аналогов в России, — «Шеворнная». Название связано с тем, что там показывают и делают шевроны. «Во многих семьях до сих пор хранятся письма солдат со времён Великой Отечественной войны, свёрнутые треугольниками, — говорит он. — Считаю, что после СВО в семьях военных будут храниться шевроны, потому что в них и юмор, и душа, и боль, и надежды».

«Шеврон моего брата»
Сейчас в музее более двух тысяч самых разных нашивок, которые не повторяются. Основная часть экспозиции занимает целую стену. В самом верху расположены шевроны с православной тематикой. Вадим — человек верующий и считает, что такие символы лучше всего оберегают военных. Во втором верхнем ряду — шевроны регионов России. Ниже — символика подразделений, под ними — «народное творчество»: «Сын сказал надеть», «Мам, я ребятам помогу и вернусь!», «Боже, что я несу!» На некоторых вышиты персонажи мультфильмов. «Алоха, я из России» — написано возле фигурки Стича, одетого в российскую военную форму. «Не надо злить русского медведя!» — «предупреждает» Винни-Пух.
Некоторые нашивки особенно памятны создателю муея. «Мы с замполитом 210-й бригады поменялись шевронами, — рассказывает Вадим. — На моём была цифра «13», а он сказал, что это счастливое число его семьи. Через две недели после этого он погиб — узнал через общих знакомых. А вот ещё один, с надписью «Учитель» — шеврон моего брата. Раньше это была его профессия, а теперь — позывной. Его мобилизовали, и сейчас он ещё находится на передовой».
Некоторые бойцы сами придумывают рисунок для своих шевронов, и в музее такие тоже встречаются. К примеру, на одном из них изображён волк, который защищает ребёнка, что прячется в дупле дерева. По словам Вадима, в начале спецоперации нашивки не изготавливали в таком количестве, как сейчас. Теперь же можно заказать свой вариант чуть ли не в каждом копицентре. Некоторые образцы из коллекции Вадима довольно-таки провокационные. Они находятся в комнате, на двери которой висит табличка 18+.

«Мы русские, цыгане»
На линии соприкосновения нередко встречаются и женщины. «На войне нет случайных людей, — рассуждает Савин. — Женщины, которых я там видел, имеют такой внутренний стержень, что ему могли бы позавидовать 90% мужчин в тылу! Они там прямо стальные! Знают, что от их работы зависят жизнь и здоровье сослуживцев, поэтому у них нет времени на слабости, сентиментальность. Они мужественные профессионалы своего дела!» Женщины часто выбирают шевроны с изображением ведьм, и такие тоже есть в коллекции музея.
Посреди комнаты стоит машинка для изготовления шевронов. Вадим говорит, что получил её в подарок от неравнодушных людей. В планах создателя музея — знакомить детей с экспозицией, показывать им, как производят шевроны, и давать возможность создавать свои. Нашивки, которые в будущем сделают школьники, можно будет передавать участникам спецоперации.
На одной из стен — карта России, на которой прикреплены шевроны, одинаковые по размеру. «Мы русские, казахи», «Мы русские, белорусы», «Мы русские, цыгане», — гласят надписи.
Вадим изготовил такие нашивки прямо в музее, чтобы тем самым показать: все народы страны едины. «Мы зашли на сайт Федерального агентства по делам национальностей, — рассказывает он. — Там есть реестр всех народов России. Мы взяли первые 200 и напечатали шевроны с их названиями. Некоторые из них звучат фантастически, например, «юкагиры», «тафалары», «табасараны» или вот — «дырники»! Осталось напечатать ещё 12 наименований малых народностей. Такие образцы тоже можно отвезти на линию соприкосновения, чтобы ребята не забывали свои корни. Ведь, кто бы мы ни были, мы всё равно русские. Я родился в Казахстане, потом жил какое-то время в Петропавловске. В моей семье есть казахи, евреи, украинцы, поляки, чалдонские казаки. В общем, я точно русский!»

«Город» под землёй
В последнее время вместе с Вадимом на линию соприкосновения отправляются и другие неравнодушные люди из его команды. «Каждый раз, когда собираюсь «за ленточку», моя семья, конечно, не хлопает в ладоши от радости, — рассказывает волонтёр Анастасия Лизунова. — Тем более что у меня есть дочь, которой всего десять лет. Но я всё равно еду, потому что не могу поступить иначе. Оказавшись на месте, уже не думаю об опасности: если тебе страшно, то лучше сидеть дома. Ходишь среди окопов, а там — целый «город» под землёй! В одном месте — спортзал, в другом — православный храм и так далее».
Вадим Савин говорит, что за время таких поездок бывало, что снаряды разрывались в нескольких метрах от волонтёров. По его словам, в такие моменты он даже не успевал осознать происходящее. «Самое сильное впечатление, которое у меня осталось, это поразительная стойкость мирного населения, — говорит он. — Приезжаешь в Донецк. Где-то поблизости что-то взрывается, а дети абсолютно спокойны, хотя прекрасно понимают опасность. Более того, они могут по звуку определить, снаряд какого калибра только что прилетел. Но при этом им как-то удаётся сохранить спокойствие. Получается, дети мужественнее, чем мы, взрослые!»
Музей, созданный волонтёром, можно посетить только по предварительной записи, потому что среди добровольцев нет никого, кто смог бы находиться на месте постоянно. Вадим уверен, что этот проект будет полезен, прежде всего, подрастающему поколению.
«Здесь ничего не взорвётся». В Екатеринбурге открылся первый музей СВО
Точка кипения в чаше терпения. Как бойцы тыла оказывают помощь воинам СВО
Робокоп с перевала Дятлова. Как уралец воевал в отряде «Барс-Сармат»
«Дома ребят ждут». Урал направил на СВО и в ДНР 20 тонн гуманитарной помощи
В память о сыне. Мать погибшего участника СВО отправляет супы на передовую