Примерное время чтения: 4 минуты
138

Без бумажки стоп БПЛАшке! Топ-менеджер Ростелекома – о развитии дронов

Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

Одной из магистральных тем выставки ИННОПРОМ-2023, недавно заверщившейся в Екатеринбурге, стали беспилотники. Летающие, ездящие и бродящие. Китайские, белорусские и российские. Кажется, еще чуть-чуть и мир наполнится беспилотниками всех мастей. Но это только кажется – судя по всему, в ближайшие несколько лет дроны не заполонят дороги и воздушное пространство над городами. Об этом «АиФ-Урал» рассказал Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком».

 Не все готово с технической стороны

Вопрос о беспилотниках имеет несколько составляющих. Во-первых, это сама платформа – шасси и оборудование, которое на него установлено. Крупными беспилотниками мы не занимаемся, но активно работаем с небольшими аппаратами. Нас интересует применение БПЛА для облетов инфраструктуры. У нас, как и у любой крупной инфраструктурной компании, коммуникации имеют большую протяженность. Они могут располагаться в том числе в труднодоступных местах, куда даже вездеход не проедет.  Небольшие дроны прекрасно подходят для контроля за этими линиями коммуникаций, а также за вышками базовых станций. 

Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком»
Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком» Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Второй важный момент для использования беспилотников – это связь в широком смысле слова. Например, для запуска беспилотных автомобилей на трасса (если говорить о полноценном запуске движения, а не о тестовых проектах) необходимо полное покрытие связью, а также телеметрия. Между тем сейчас даже не  на всех федеральных трассах имеется гарантированно стопроцентное покрытие. Эту проблему обсуждало правительство вместе с операторами связи. Очевидно, что операторы не могут за свой счет установить достаточное количество базовых станций. Вдалеке от крупных городов нет столько абонентов, чтобы обеспечить рентабельность таких вложений. Со временем правительство найдет способ решить эту задачу, но это произойдет не завтра.

Для БПЛА связь тоже очень важна – любой беспилотник, оказавшийся вне зоны покрытия, становится неуправляемым и потенциально опасным. Поэтому здесь оптимальной выглядит технология ретрансляторов – вы используете несколько дронов, где часть БПЛА выполняют роль базовых станций, обеспечивающих связью остальные летательные аппараты. Такие технологии уже используются. Чаще всего есть один дрон-ретранслятор, управляемый вручную, остальные дроны работают автономно.

И тут возникает третий момент – для того чтобы автономные беспилотники работали корректно, требуется соответствующее программное обеспечение. Еще один момент – емкость батарей. Чем она больше, тем большую полезную нагрузку может нести на себе дрон и тем больший радиус действия он имеет.

Вот дрон, а где закон?

И, наконец, последний существенный момент – правовое регулирование. Если говорить про БПЛА, то здесь вступают в силу нормы, контролирующие движение в воздушном пространстве. В разных регионах эти нормы разные и роль беспилотников в них четко не прописана. Сейчас предприятия, которые применяют БПЛА, делают это в виде исключения или в виде эксперимента. С точки зрения автотранспорта все обстоит еще сложнее. Если шансы на столкновение беспилотника в воздухе с другими летательными аппаратами достаточно невелики, то при движении по дорогам общего пользования риски возрастают многократно.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

При этом в законе четко не прописаны нормы, а также зоны ответственности – кто будет отвечать в случае ДТП с беспилотником. Искусственный интеллект не является субъектом права, и это не особенность законодательства РФ – такая же ситуация и в  других странах. И если технические вопросы сейчас либо решаются, либо, по крайней мере, понятно, как их решить, то ситуация с правовым регулированием остается непроясненной.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах