По данным опроса*, в 2024 году 61% жителей Урала столкнулся с телефонным или интернет-мошенничеством. 55% опрошенных смогли противостоять злоумышленникам, сохранив свои средства.
Из всех опрошенных уральцев на уловки преступников попались 6% респондентов. 35% участников опроса рассказали, что не сталкивались с обманом по телефону или в интернете. Еще 5% участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них возникли.
Подавляющее большинство тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (71%), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Каждый четвертый (24%) поделился этим фактом с экспертами банка, а 8% обратились в полицию.
Респонденты, которые пострадали от мошенников, чаще всего обращались по этому поводу в банк (62%) и в полицию (30%). При этом только половине из них (53%) удалось с помощью правоохранителей вернуть свои средства, еще в 7% случаев расследование продолжается, а 40% обращений не дали результата.
Большая часть пострадавших (48%) приняла меры на будущее для защиты от мошенничества по телефону и в интернете, а также изучила подобные случаи и действия мошенников, чтобы не попадаться вновь на их уловки. Ещё 31% жертв обсудил ситуацию с родственниками, 29% оформили страховку от мошенничества, 24% установили пин-код на сим-карту для дополнительной защиты, 31% воспользовались сервисами блокировки спам-звонков, а 32% намерены регулярно менять пароли на своих устройствах, выбирая сложные комбинации.
Около 70% опрошенных жителей УрФО сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 29% пренебрегают такой услугой, а 2% не в курсе, как ее подключить. В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 25% респондентов, 52% считают, что это помогает лишь частично. 23% уверен, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность – именно это поможет избежать обмана.
По данным ВТБ, в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из коммунальной службы, поликлиники или с почты и отправляют код для входа в госуслуги , после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль. А дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на "безопасный счет". Будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки аферистов», – предостерег старший вице-президент банка, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
По итогам 9 месяцев банк выявил более 8,6 млн подозрительных операций. Удалось сохранить клиентам миллиарды рублей, которые мошенники пытались похитить.
* Опрос проведен в октябре по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.