Весеннее открытие сезона двухколёсных средств передвижения изрядно добавило нервозности как автомобилистам, так и пешеходам. И если бы дело было только в этом... Самое печальное, что в тёплое время года увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, а самокатчиков многие жители Екатеринбурга вообще считают стихийным бедствием.
Ты кто? Определись!
Таксистка приехала взвинченная. «Я чуть его не сбила, понимаете? – с места в карьер начала женщина. – Я как раз поворачивала, а он вылетел на велике откуда ни возьмись, и чуть не под колёса, хорошо, что успела затормозить. Но ведь в случае чего не я бы виновата оказалась, правильно? Он на пешеходный переход на транспортном средстве выехал, не спешившись. Я так считаю: сел на велосипед – определись, кто ты. Если пешеход, слезай на переходе с велика. Если «водитель» – езди по проезжей части и соблюдай ПДД. А так сплошная нервотрёпка из сезона в сезон, хоть за руль весной и летом не садись».
По словам заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, полковника полиции Дениса Колясникова, в этом году в области произошло 12 ДТП с участием велосипедистов, в которых один человек погиб и 11 получили травмы. И это при том, что тёплая погода установилась сравнительно недавно и ещё не все владельцы оседлали своих «коней». Несколько велосипедных ДТП произошло в мае. Так, например, на улице Суходольской под колёса автомобиля ВАЗ 21043 попал 15-летний подросток, который на велосипеде пересекал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. В Полевском 13-летний велосипедист при проезде нерегулируемого перекрёстка не уступил дорогу автомобилю Nissan, который двигался по главной дороге, и столкнулся с ним. А на улице Ильича в Екатеринбурге водитель автомобиля Ford Focus наехал на 15-летнего мальчика, который, не спешившись, пересекал проезжую часть.
«Взрослые велосипедисты в последнее время, по моим наблюдениям, стали ездить более осторожно. Показательно, что я уже не слышу проклятий от пешеходов в наш адрес, – говорит велосипедист со стажем Виктор Малицкий. – А вот подростки, конечно, носятся, как угорелые, ничего перед собой не видят. Вернее, не хотят видеть, потому что выпендриваются. Но и те и другие пренебрегают элементарным правилом – пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, необходимо спешиться».
Ветер в голове
Между тем мотоциклисты, которые в своё время были всеобщей головной болью, похоже, остепенились. «В последнее время они стали более законопослушными, – говорит Денис Колясников. – Главные нарекания к некоторым из них сегодня – это превышение скорости и шум, на который часто жалуются жители спальных районов. Но мы эти нарушения пресекаем. Скоро в Екатеринбурге на ежедневную службу будут заступать сотрудники специализированного батальона на мотоциклах с повышенными динамическими характеристиками. Их главной задачей будет как раз пресечение правонарушений со стороны мотоциклистов. Что же касается шума, то мы будем проводить регулярные рейды с представителями технадзора, в ходе которых станем выявлять и привлекать к ответственности владельцев «орущих» мотоциклов».
«Мы постоянно работаем над повышением культуры вождения, – говорит руководитель сообщества мотоспортсменов «Мотоджимхана Екатеринбург» Дмитрий Бердников. – Скажем, наше сообщество проводит регулярные бесплатные тренировки для мотоциклистов. Ехать прямо и быстро – этого мало, нужно ещё уметь моневрировать, быть готовым к экстренному торможению, к аварийной ситуации, словом, быть предельно внимательным. И я искреннее не понимаю, когда родители покупают молодым людям, не имеющим водительских удостоверений, не имеющим навыков вождения, технику, которой они не в состоянии управлять порой даже в силу своих физиологических особенностей. И при этом ещё не обращают внимания на то, что их дети не экипированы должным образом. В прошлом году у нас в области погибли два мальчика, которые ехали на питбайках без экипировки…. Как бы жёстко это ни звучало, но хочу напомнить родителям, что, покупая своему неподготовленному ребёнку технику, они берут на себя ответственность. И если произойдёт несчастный случай, им потом с этим жить».
«Спасите наши души!»
Именно так начал разговор житель Екатеринбурга Павел Жданов, позвонивший в редакцию «АиФ-Урал». «Должна же быть какая-то управа на этих самокатчиков! По тротуару невозможно ходить, они летят со всех сторон. Вернулся домой живым и здоровым, считай, повезло», – возмущается Павел Радионович.
Везёт не всем. «Вчера стояла на остановке, никого не трогала, как вдруг со спины в меня врезалась девушка на электросамокате, – рассказывает наша читательница Мария Уланова. – Рассадила мне ногу. Я только ойкнуть успела, а она обронила «извините» и всё, след простыл. Моя пожилая мама уже в центр выходить боится, потому что самокатчики стали стихийным бедствием».
Электросамокаты, заполонившие Екатеринбург благодаря кикшерингу, попав в руки людей, откровенно плюющих на окружающих, действительно, приносят немало проблем. «Большинство людей на самокатах передвигается по пешеходным дорожкам, что создаёт неудобство и даже угрозу пешеходам», – говорит Денис Колясников. И признаётся, что сегодня до конца не проработан вопрос, к чему приравнивать это «средство индивидуальной мобильности». По сути, за наезд на человека и причинение ущерба его здоровью лёгкой или средней тяжести самокатчика сегодня штрафуют, как… пешехода. И сумма штрафа смешная – от одной до полутора тысяч рублей. «Пока так», – разводят руками сотрудники ГИБДД.
Ласково просим на проезжую часть
Александр Трахтенберг, руководитель департамента регуляторной политики Института по развитию и адаптации законодательства:
– Электросамокатам ограничат скорость передвижения до 25 км в час… Зашибись новость! А ничего, что это в пять раз выше средней скорости потока пешеходов? Совсем очумели? Поток на тротуаре имеет свою скорость, и недопустимо наличие в нём участников со скоростью кратно выше средней скорости потока.
Раньше все эти «средства индивидуальной мобильности» были, по сути, вне закона, поскольку они создают большие неудобства пешеходам, часто переходящие в угрозу их жизни и здоровью, но сейчас всё это будет происходить в строгом соответствии с действующим законодательством. А ничего, что все эти индивидуальные активности, как правило, обыкновенная блажь? Если это «транспортное средство» – средство перемещения из точки А в точку Б, то ласково просим на проезжую часть. Вечное – «права одного заканчиваются ровно в том месте, где начинаются права другого». Если же эти индивидуальные активности для развлечения – брысь в парки и скверы! Кто не подчиняется – под запрет. И жёсткие санкции за нарушение. Только так. Всё иное – так называемое дефектное регулирование.
Вопрос эволюционный
Константин Мочалов, руководитель общественной организации «Вело-Город»
Велосипедисты однозначно сегодня стали более дисциплинированными. Не они являются главными раздражителями для пешеходов, а те, кто пользуется самокатами.
Велосипедисты, которые знают правила дорожного движения, стараются двигаться по автомобильным дорогам. Но здесь они сталкиваются с проблемой движения в потоке. Дело в том, что автомобилисты зачастую слишком близко прижимаются к обочине, опасно маневрируют, видимо, они не привыкли, что справа может двигаться велосипедист. Поэтому многие велосипедисты, особенно те, кто не знает хорошо ПДД или начинающие, опасаются передвигаться по проезжей части, они ездят по тротуарам. И сталкиваются с главной проблемой, о которой я постоянно говорю, – это отсутствие в городе стройной системы велодорожек.
Надо сказать, что и там, где велодорожки есть, двигаться по ним проблематично, поскольку они забиты… пешеходами. Отчасти это объяснимо – их гладкая поверхность больше нравится пешеходам, чем тротуарная плитка. Вообще, взаимоотношения пешеходов и велосипедистов – вопрос эволюционный. Мы наблюдаем, как из года в год культура вождения у велосипедистов возрастает. Соответственно, претензий со стороны пешеходов к ним становится меньше. Тем более что на тротуарах в последнее время появилась бОльшая проблема – огромное количество самокатов. Именно те, кто ими пользуется, в настоящее время главные раздражители пешеходов.
Но эти проблемы можно снять с повестки дня созданием единой системы велодорожек, по которым бы двигались и самокатчики в том числе. На самом деле, в Екатеринбурге подготовлен Генеральный план, который предусматривает создание такой системы, но, к сожалению, он лежит с 2017 года, не пройдя, насколько я знаю, последнее согласование. Если он всё же будет принят, у нас появится единая строительная история, в которой велодорожки будут строиться по единым стандартам. И тогда движение на улицах города будет упорядочено. Соответственно, будет гораздо меньше конфликтов, меньше столкновений.