Идея наземного метро, реализуемая властями Свердловской области и Екатеринбурга совместно с железнодорожниками, приобретает всё более зримые очертания. В минувший понедельник стало известно, что проект получит дополнительное финансирование.
Первый этап
В 2023 году на выполнение всех мероприятий направят 50 млн, а в 2024 – уже 100 млн рублей. То есть бюджет вырастет как минимум вдвое. Для сравнения: строительство второй ветки обычного (подземного) метро оценивалось в 90 млрд рублей, но было это почти три года назад. С тех пор цены на всё практически удвоились.
Городские и областные власти уже неоднократно заявляли, что для Екатеринбурга и городов-спутников столицы Урала проект наземного метро (бюджетный формат подземки) является приоритетным. В конце прошлого года были запущены рельсовый автобус «Орлан» (из мегаполиса в Верхнюю Пышму) и ретропоезд «Уральский экспресс», открыт малый вокзал в ретростиле на станции Шувакиш, введён единый городской тариф на электричку – 35 рублей в пределах границ мегаполиса (видимо, именно столько будет стоить проезд в «наземке»). В ближайших планах – завершение модернизации и благоустройства станций «ВИЗ» и «Синие камни». Работы включают в себя обустройство новых платформ, установку навесов, ограждений, уличного освещения, ремонт тротуаров.
На данный момент специалисты завершают подготовку технико-экономического обоснования первого этапа проекта – маршрута «Новокольцовский». Планируется, что он охватит жилой сектор, территорию «Екатеринбург-ЭКСПО», будущие объекты Международного фестиваля университетского спорта, логистические центры вдоль Кольцовского тракта. Протяжённость линии составит 40 км. «Всего на маршруте будет 17 остановок, из них 6 – новых, – рассказал руководитель СвЖД Иван Колесников. – Это в том числе «Таганский ряд», «Готвальда», «Студенческая», «Экспо», «Аэропорт Кольцово».
Сам по себе проект наземного метро заключается в запуске регулярного движения электропоездов «Ласточка» по Екатеринбургскому центральному пассажирскому кольцу и связи его со Среднеуральском, Берёзовским, Верхней Пышмой, Сысертью, Первоуральском и Ревдой. При этом список городов может дополняться. Транспортную артерию обеспечат нужным количеством пересадочных узлов, расположенных вблизи крупных жилых микрорайонов, промышленных и складских комплексов, а также аэропорта и железнодорожного вокзала. Предполагается, что новым маршрутом будут пользоваться порядка 17 млн пассажиров в год.Строительство двух новых веток метро включили в концепцию развития Екатеринбурга до 2045 года, но на какие деньги будут это делать – пока не ясно.
Подземка – всё?
Несмотря на то, что даже самые оптимистичные жители Екатеринбурга уже давно не верят в возможность строительства второй ветки метро (не говоря о третьей), на этой теме продолжают пиариться многие. Последний раз она прозвучала в рамках форума «Города России 2030: вызовы и действия 2.0» в ноябре прошлого года.
Строительство двух новых веток также включили в концепцию территориального развития Екатеринбурга до 2045 года, однако на какие деньги будут это делать – пока не ясно. На федеральном уровне никакой финансовой поддержки столице Урала никто не обещал, а средств в областном и тем более в городском бюджете, конечно, не хватит.
Между тем разговоры о второй ветке метро начались в Екатеринбурге, как только была закончена первая. В разные годы разными чиновниками, политиками и общественниками на этот счёт было сделано бесчисленное количество заявлений. Оно и понятно: обычно всё, что касается продолжения метрополитена, вызывает горячий интерес у большинства «безлошадных» горожан и некоторого количества автолюбителей.