285

Даже для искушенной публики. Петрушка Великий собрал уникальные постановки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ-Урал» 08/09/2020
Спектакль «Егоркина былина» не для тех, кто хочет праздника в душе.
Спектакль «Егоркина былина» не для тех, кто хочет праздника в душе. / Александр Пустоваров / «АиФ-Урал»

С 10 по 14 сентября столица Среднего Урала принимает X Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В этом году «Петрушке» придётся приспосабливаться к особым условиям, вызванным непростой эпидемиологической обстановкой и капитальным ремонтом в здании Екатеринбургского театра кукол.

Нерв Хармса и морская пучина

Закрытые по большей части границы не повод для утраты традиционного для «Петрушки Великого» статуса «международный». В этом году в фестивале примут участие театры «Де Фурми дан ла Лантерн» из Франции и «Марк Шниттгер Фигурен Театр» из Германии, но в связи с особыми обстоятельствами их постановки зритель увидит в онлайн-трансляции. Она пройдёт в «Колизее», где на время ремонта в родном здании обосновался Екатеринбургский театр кукол.

Немецкий спектакль «Планета Эдем» – первая часть театральной трилогии по мотивам триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», французский «Наперекор ветру» – история девочки, открывшей для себя мир звуков, слов, рисунков, надписей. 

«Апокалипсис, разговор Бога с дьяволом – в постановке наших немецких коллег подняты глубокие философские темы, – рассказывает руководитель литературно-драма­тур­ги­чес­кой частью Екатеринбургского театра кукол Мария Зырянова. – А «бумажный» спектакль «Наперекор ветру» – это своеобразный разговор о свободе, цензуре, в котором использованы все качества бумаги как материала: фактура, плотность, шуршание, символика чистого листа. Уверена, что даже в онлайн-формате зрители смогут оценить визуальную оригинальность постановки».

Фото: «АиФ-Урал»/ Александр Пустоваров

Конкурсные спектакли фестиваля «Петрушка Великий» вообще преподнесут немало удивительных сюрпризов даже искушённой уральской публике.

Так, например, Театр кукол из Петрозаводска в своей постановке «О рыбаке и рыбке» погрузит зрителей в морскую пучину. Море во время спектакля разольётся не только по сцене, его волны захватят и несколько рядов зрительного зала. Режиссёр Яна Тумина, хорошо известная по лирическому хоррору «Комната Герды», получившему Гран-при фестиваля 2018 года, намеренно исключила из названия спектакля слово «сказка». «О рыбаке и рыбке» в интерпретации Туминой – это притча, поднимающая сложные философские темы, в том числе о любви к ближнему своему.

Цифра недели
15 спектаклей покажет «Петрушка великий».
Оригинальный режиссёрский подход ждёт фестивальную публику и в постановке «Хармс» Екатеринбургского театра кукол. По словам Марии Зыряновой, в ней лёгкие детские стихи гармонично сочетаются с намёками на жизнь самого Даниила Хармса, которая не отличалась лёгкостью, и эти намёки легко прочитают взрослые, знакомые с судьбой писателя и поэта. А мыслящие подростки, которые наверняка уловят этот нерв, возможно, более глубоко заинтересуются этой неординарной личностью.

Недетские куклы, Башлачев и марийская мистерия

Организаторов фестиваля «Петрушка Великий» порой упрекают в обилии недетских спектаклей. Действительно, многие конкурсные постановки имеют возрастной ценз «16+». Но убеждение, что театр кукол – это исключительно детская история, не более чем стереотип. Который – да, участники фестиваля ломают.

Ещё один из примеров тому – спектакль Красноярского театра кукол «Егоркина былина» по знаменитому произведению Александра Башлачёва (помните же, «Эх, Егорка ты, сын затрещины! Эх, Егор, дитя подзатыльника…»).

«Если кто-то из зрителей хочет получить исключительно праздник для души – ему явно не на этот спектакль, – говорит Мария Зырянова. – Он тяжёлый, отчасти депрессивный, жёсткий. Башлачёв исполнял каждую свою песню как в последний раз. В спектакле также играют артисты и… уникальные куклы художника Марии Завьяловой. Но эта талантливая постановка, если можно так выразиться, хватает тебя за шкирку и заставляет проснуться».

Фото: «АиФ-Урал»/ Александр Пустоваров

Впрочем, все без исключения куклы в фестивальных постановках уникальны, как и бутафория. Хотя, например, авторы этнофутуристической мистерии «Йуд Орол (Ночной караул)» Республиканского театра кукол Йошкар-Олы от бутафории практически отказались. Работая над спектаклем, они создавали колорит марийской деревни, марийского дома с помощью настоящих национальных вещей, которые собирали в народе. Результатом такого подхода к подбору декораций стала аутентичная атмосфера постановки.

Кстати
Организаторы фестиваля «Петрушка Великий» обращают внимание зрителей, что показы 15 спектаклей пройдут в этом году на нескольких площадках: в «Колизее», ТЮЗе, «Синара Центре» и Свердловском театре музыкальной комедии.

Если вернуться к упрёку в недостаточной «детскости» фестивальных работ, то в этом году «Петрушка Великий» малышей вниманием не обделит. Самые юные зрители увидят, например, и сказку теневых кукол с песочной анимацией «Алладин» Театра кукол «ФиМ» из Екатеринбурга, и нежнейшую постановку ульяновских кукольников «Мама и я», и фантастическую историю по мотивам сказок Андерсена «Калоши счастья» Омского театра «Арлекин».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Придет ли «Бабье лето» на Средний Урал?

Ждать ли «Бабье лето» на Среднем Урале?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах