Для чего замужние женщины носили нагрудники изю, выполненные татарскими мастерицами? Сколько сказок вошло в сборник Александра Афанасьева? Какому городу дал имя святитель Иннокентий? На эти и другие вопросы накануне Дня народного единства отвечали участники международной просветительской акции «Большой этнографический диктант».
Студенты всех стран соединяйтесь!
В 2017 году уральцы писали Большой этнографический диктант на 16 площадках, в том числе в аудитории Свердловского областного медицинского колледжа, где проверить свои знания решились 70 человек.
Проводить международную акцию, приуроченную к Дню народного единства, в этом образовательном учреждении сам Бог велел – в колледже учатся студенты 48 национальностей. Наибольшей популярностью среди иностранцев пользуется отделение «Стоматология ортопедическая» и «Акушерское дело». Впрочем, иностранцами студентов можно назвать только лишь условно – большинство ребят либо давно живут в России, либо здесь родились.
«Я родилась в России, но в Азербайджане у меня много родственников, которых я стараюсь навещать каждое лето», - рассказывает активистка Межнационального совета колледжа Аиша Сафарова. Несмотря на южные корни, Аиша прекрасно себя чувствует на Среднем Урале, более того, не любит жару. Сейчас девушка учится на четвертом курсе колледжа, в скором времени она станет дипломированной акушеркой. «Очень люблю детей, а помочь им появиться на свет – ответственное, но такое важное дело, - рассказывает Аиша. – В прошлом году во время практики принимала первые роды. Когда девочка родилась, я даже заплакала. До сих пор помню, что малышка весила 3 700, а ее рост был 51 сантиметр».
Большинство студентов-«иностранцев» проблем с русским языком не испытывают, с теми же, кому в освоении не родного языка требуется помощь, преподаватели занимаются дополнительно. «Не всем русский язык дается легко, - говорит преподаватель профэтики и курса «русский язык, как иностранный» Свердловского областного медицинского колледжа Елена Захарова. – Но это с лихвой восполняется старательностью ребят. Они пришли в колледж получить профессию, и относятся к учебе серьезно». Как любые студенты, будущие медики иногда имеют «хвосты», бывает, пытаются и занятия прогулять. В этом случае преподаватели «пугают» их не вызовом «на ковер» родителей, а тем, что поставят в известность главу диаспоры. Действует безотказно!
Национальный колорит
Большой этнографический диктант начался с выступления национальных творческих коллективов колледжа, и приветствия гостей образовательного учреждения. Участники акции заняли места в аудитории. Вместе со студентами попробовать свои силы в международном тестировании решили и педагоги во главе с директором Свердловского областного медицинского колледжа, главным специалистом по управлению сестринской деятельностью Минздрава РФ в УрФО Ириной Левиной. За партой устроилась и атташе генерального консульства Кыргызской республики в Екатеринбурге Чолпон Исанаева. Она решила написать диктант именно в этом образовательном учреждении, поскольку кыргызы – наиболее многочисленная диаспора колледжа.
Участники акции слушают инструкции по работе с материалами диктанта, и получают лист с заданиями (всего необходимо ответить на 30 вопросов, часть из которых с региональным «акцентом»), лист, на который вносятся ответы (диктант проводится в форме тестирования), и лист самоконтроля (попросту, черновик). Ровно в полдень раздается музыкальный сигнал к началу диктанта, продолжительность которого 45 минут.
Первое задание – проще некуда. Участникам акции нужно ответить, кто (или что) является, согласно Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти? Из четырех вариантов, все, не задумываясь, выбирают единственно верный: «Многонациональный народ Российской Федерации». На этом вопросе «очевидность» заканчивается. Следующие задания много сложнее. Кто-то из ребят сначала отвечает на вопросы, в которых разбирается, оставляя затруднительные на потом. Кто-то размышляет над сложным заданием – мыслительный процесс легко читается по лицам. Кто-то пытается найти подсказку в формулировке задания. Но, что удивительное, никто из участников акции, не пытается воспользоваться помощью интернет-поисковика. Большой этнографический диктант тем и интересен, что это возможность проверить свои знания. Тем более результат теста никоим образом не скажется на успеваемости в колледже. Более того, педагоги даже не узнают, кто из студентов «отличник», а кто «двоечник» - каждому участнику диктанта при регистрации был присвоен идентификационный номер. По нему 12 декабря и можно будет узнать свой результат на сайте Большого этнографического диктанта.
Вот вопрос…
Впрочем, прикинуть свой результат можно будет раньше. Начиная с 5 декабря, на этом же сайте начнут выкладывать правильные ответы, и при желании можно будет их сверить со своими. Честно говоря, находиться в плену интриги целый месяц не хотелось. И вернувшись в редакцию, я решила «Google в помощь». Проверила свои ответы в трех заданиях и… поняла, что лучше заранее не разочаровываться в себе. Утешаю себя тем, что многие вопросы оказались сложными не только для меня.
«У меня была сложность с Крузенштерном. «Иван Федорович впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина и описал быт и нравы коренных жителей этого острова. Укажите их среди народов, перечисленных ниже…» Признаться, я впервые узнала про такие народы, как нивхи и айны, - рассказывает Чолпон Исанаева.
«А я дольше всего размышляла над тем, как называется круговой танец у лезгин, - говорит Ирина Левина. – Но вообще задания диктанта очень интересные. Мне особенно понравилась развернутая информативная формулировка вопросов. И, конечно, все задания мотивирующие. Уверена, большинство участников диктанта захотят узнать правильные ответы тех заданий, которые вызвали трудности».
«АиФ-Урал» предлагает тем, кто не принимал участие в Большом этнографическом диктанте, развлечься и проверить свои знания, ответив на три вопроса из теста.
В Якутске в 2005 году был открыт необычный памятник семье, олицетворяющий дружбу якутов и русских. В скульптурной композиции представлены: отец- русский землепроходец и казачий атаман, мать – якутская красавица Абакаяде Сючю, их сын Любим. Назовите имя отца семейства – великого русского землепроходца.
Варианты: Семен Дежнев, Витус Беринг, Николай Миклухо-Маклай, Петр Семенов-Тянь-Шанский.
С глубокой древности и до наших дней образ этого животного занимает видное место в духовной культуре народов России. В культуре обских угров (хантов и манси) – он и зверь, и божество, и человек, и семейный дух-хранитель. Самым значимым проявлением его культа у хантов и манси являются специальные праздники, в которых выражаются представления о божественном происхождении этого зверя и его родстве с человеком. Назовите это животное.
Варианты: волк, лось, медведь, олень.
Урал – горная местность. Названия хребтов и вершин имеют разное происхождение: татарское, башкирское, мансийское, коми, марийское, русское и др. Тэл-Поз-Из – наиболее значительная вершина Северного Урала. Название в дословном переводе означает «Гора гнезда ветров». Представителям какого народа мы обязаны этим названием?
Варианты: татары, чеченцы, русские, коми.