Примерное время чтения: 8 минут
2384

Дружба народов. Репортаж из самой многонациональной школы Екатеринбурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ-Урал» 01/11/2017
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

День народного единства, который Россия отмечает 4 ноября, для школы №149 Екатеринбурга не просто ежегодный праздник - ежедневная реальность.

Из уст в уста

883 ученика
в уникальной школе №149.
В типовом здании школы №149 Железнодорожного района Екатеринбурга размещается уникальное образовательное учреждение – за партами здесь сидят ребятишки 19 национальностей. Наиболее многочисленные диаспоры - Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Самые малочисленные – Сирии, Турции, Вьетнама.

Школа №149 Екатеринбурга объединила детей 19 национальностей.
Школа №149 Екатеринбурга объединила детей 19 национальностей. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

В многонациональной школе №149 70% учащихся – дети мигрантов. Родители приезжают в столицу Среднего Урала, трудоустраиваются («тон» здесь задаёт рынок «Таганский ряд», расположенный неподалёку) и определяют ребятишек в школу. Вопрос «в какую?» перед ними даже не стоит. Информация об образовательном учреждении, в котором детям из разных государств дают качественное образование и создают комфортные условия обучения, передаётся иностранцами из уст в уста – они уже давно считают эту школу своей. Более того, если вдруг в 149-й не оказывается свободных мест и ребёнок вынужденно определяется в другую школу, родители терпеливо ждут освобождения «вакансии».

Так было не всегда. Лет 20 назад эта школа в микрорайоне  была абсолютно рядовой. «Я работаю здесь с 1999 года и могу с уверенностью сказать, что тогда детей мигрантов в классах было мало, буквально единицы, - рассказывает заместитель директора по учебной работе школы №149 Татьяна ФАДЕЕВА. – А в этом учебном году, например, мы набрали четыре первых класса, в которых, напротив, единицы ребятишек коренных жителей Екатеринбурга».

Тишина на уроке

Родители тех 30% екатеринбургских ребятишек, которые учатся в школе №149, считай, герои. Они не пожелали быть пленниками стереотипов, заставляющих остальные семьи всеми правдами и неправдами пристраивать детей в другие образовательные учреждения. Не пожелали и не пожалели. У многонациональной школы немало преимуществ. Например, её учащиеся с глубоким уважением относятся к педагогам – учителям здесь нет необходимости напоминать ребятам: «Тишина на уроке!».

«С дисциплиной у нас вообще нет проблем, - говорит директор школы №149 Евгений СЕРГУНИН. – В менталитете у наших учеников – глубокое почтение к старшим. Когда в этом учебном году я только вступил в должность, был приятно удивлён: идёшь по коридору, а ребятишки, здороваясь, все как один встают со скамеек. Слово «здравствуйте» у нас точно звучит много чаще, чем в других школах». Учителя единодушны: отношению детей к старшим и друг к другу всем нам не мешало бы поучиться. 

Никто не скрывает, конфликты в школе случаются. Но национальной почве никогда. Это во-первых. А во-вторых, разрешаются они мирно – в образовательном учреждении «исповедуются» конструктивные диалоги между педагогами, учениками и их родителями. 

Евгений Сергунин в многонациональной школе новенький: с сентября он занимает должность директора.
Евгений Сергунин в многонациональной школе новенький: с сентября он занимает должность директора. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Говорим на русском

70%
учащихся школы – дети мигрантов.
Во дворе школы стайка ребятишек затеяла возню – первый уральский снег приводит их в восторг. Компания юных иностранцев щебечет на русском языке, хотя вне школьных стен они вполне могли бы общаться на родном. В школе – другое дело. Здесь педагоги настоятельно рекомендуют детям разговаривать между собой исключительно на русском. Ни о каком ущемлении и речи не идёт, просто изучить язык, на котором ведётся преподавание, гораздо легче максимально в него погрузившись. Это понимают и родители детей, поэтому никаких претензий к рекомендациям педагогов не имеют.

Языковой барьер – проблема, которую в школе решают сообща. Учителя терпеливо занимаются индивидуально с теми учениками, которым русский даётся с трудом. Помогают друг другу и ребята: если одноклассник что-то недопонял на уроке, друзья сразу же ему объяснят, при необходимости переведут.

Шашлыком учеников многонациональной школы не удивишь. А вот снег для многих – чудо.
Шашлыком учеников многонациональной школы не удивишь. А вот снег для многих – чудо. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Языковой барьер, как уверяют педагоги, серьёзно на уровне образования не сказывается. Выпускники школы №149 успешно поступают в вузы и колледжи как в России, так и у себя на родине. Есть у образовательного учреждения и свои золотые медалисты.

В планах молодого директора школы - опробовать в этом году современные программы, которые помогут учащимся в освоении русского языка. «О результатах поговорим с вами накануне 4 ноября 2018 года», - улыбается Евгений Сергунин.

Культурный обмен

Планов у педагогического коллектива громадьё. Учителя понимают: «изюминка» школы – многонациональность. Вокруг неё и пляшут. Причём часто в прямом смысле слова. Национальные коллективы 149-й - неизменные участники и лауреаты всевозможных творческих конкурсов. «Мы поощряем стремление ребят сохранить свои корни, - говорит Евгений Сергунин. – С помощью педагогов они готовят очень интересные проекты, посвящённые культуре, традициям, национальным особенностям своих стран. Можно сказать, что в нашей школе происходит постоянный культурный обмен».

Обычный спортзал в необычной школе.
Обычный спортзал в необычной школе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

К национальным традициям здесь вообще относятся с уважением. Например, с предприятием, организующим питание учащихся, договорились на берегу: свинины в школьном меню не будет. Зато национальными блюдами друг друга семьи мигрантов и уральцев угощают с великим удовольствием. В прошлом году в честь Навруза всей школой угощались пловом, а на Масленицу также все вместе уплетали блины.

«Главное, школа для наших ребят становится родной, - говорит Татьяна Фадеева. – Как бы и где бы ни сложилась их жизнь, они стараются при любой возможности навестить нас. У нас уже появились и свои династии – выпускники начали приводить в начальную школу своих детей». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах