День народного единства, который Россия отмечает 4 ноября, для школы №149 Екатеринбурга не просто ежегодный праздник - ежедневная реальность.
Из уст в уста
В многонациональной школе №149 70% учащихся – дети мигрантов. Родители приезжают в столицу Среднего Урала, трудоустраиваются («тон» здесь задаёт рынок «Таганский ряд», расположенный неподалёку) и определяют ребятишек в школу. Вопрос «в какую?» перед ними даже не стоит. Информация об образовательном учреждении, в котором детям из разных государств дают качественное образование и создают комфортные условия обучения, передаётся иностранцами из уст в уста – они уже давно считают эту школу своей. Более того, если вдруг в 149-й не оказывается свободных мест и ребёнок вынужденно определяется в другую школу, родители терпеливо ждут освобождения «вакансии».
Так было не всегда. Лет 20 назад эта школа в микрорайоне была абсолютно рядовой. «Я работаю здесь с 1999 года и могу с уверенностью сказать, что тогда детей мигрантов в классах было мало, буквально единицы, - рассказывает заместитель директора по учебной работе школы №149 Татьяна ФАДЕЕВА. – А в этом учебном году, например, мы набрали четыре первых класса, в которых, напротив, единицы ребятишек коренных жителей Екатеринбурга».
Тишина на уроке
Родители тех 30% екатеринбургских ребятишек, которые учатся в школе №149, считай, герои. Они не пожелали быть пленниками стереотипов, заставляющих остальные семьи всеми правдами и неправдами пристраивать детей в другие образовательные учреждения. Не пожелали и не пожалели. У многонациональной школы немало преимуществ. Например, её учащиеся с глубоким уважением относятся к педагогам – учителям здесь нет необходимости напоминать ребятам: «Тишина на уроке!».
«С дисциплиной у нас вообще нет проблем, - говорит директор школы №149 Евгений СЕРГУНИН. – В менталитете у наших учеников – глубокое почтение к старшим. Когда в этом учебном году я только вступил в должность, был приятно удивлён: идёшь по коридору, а ребятишки, здороваясь, все как один встают со скамеек. Слово «здравствуйте» у нас точно звучит много чаще, чем в других школах». Учителя единодушны: отношению детей к старшим и друг к другу всем нам не мешало бы поучиться.
Никто не скрывает, конфликты в школе случаются. Но национальной почве никогда. Это во-первых. А во-вторых, разрешаются они мирно – в образовательном учреждении «исповедуются» конструктивные диалоги между педагогами, учениками и их родителями.
Говорим на русском
Языковой барьер – проблема, которую в школе решают сообща. Учителя терпеливо занимаются индивидуально с теми учениками, которым русский даётся с трудом. Помогают друг другу и ребята: если одноклассник что-то недопонял на уроке, друзья сразу же ему объяснят, при необходимости переведут.
Языковой барьер, как уверяют педагоги, серьёзно на уровне образования не сказывается. Выпускники школы №149 успешно поступают в вузы и колледжи как в России, так и у себя на родине. Есть у образовательного учреждения и свои золотые медалисты.
В планах молодого директора школы - опробовать в этом году современные программы, которые помогут учащимся в освоении русского языка. «О результатах поговорим с вами накануне 4 ноября 2018 года», - улыбается Евгений Сергунин.
Культурный обмен
Планов у педагогического коллектива громадьё. Учителя понимают: «изюминка» школы – многонациональность. Вокруг неё и пляшут. Причём часто в прямом смысле слова. Национальные коллективы 149-й - неизменные участники и лауреаты всевозможных творческих конкурсов. «Мы поощряем стремление ребят сохранить свои корни, - говорит Евгений Сергунин. – С помощью педагогов они готовят очень интересные проекты, посвящённые культуре, традициям, национальным особенностям своих стран. Можно сказать, что в нашей школе происходит постоянный культурный обмен».
К национальным традициям здесь вообще относятся с уважением. Например, с предприятием, организующим питание учащихся, договорились на берегу: свинины в школьном меню не будет. Зато национальными блюдами друг друга семьи мигрантов и уральцев угощают с великим удовольствием. В прошлом году в честь Навруза всей школой угощались пловом, а на Масленицу также все вместе уплетали блины.
«Главное, школа для наших ребят становится родной, - говорит Татьяна Фадеева. – Как бы и где бы ни сложилась их жизнь, они стараются при любой возможности навестить нас. У нас уже появились и свои династии – выпускники начали приводить в начальную школу своих детей».