Примерное время чтения: 8 минут
4798

Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ-Урал» 01/06/2022

«Сегодня часто приходится слышать словосочетание «потерянное поколение». Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. И накануне Дня защиты детей нам всем стоит задуматься о том, что защищать детей необходимо в первую очередь от чуждых нашей культуре представлений о воспитании», – из письма в редакцию «АиФ-Урал» нашего читателя, ветерана педагогики Павла Валентиновича Михалёва.

Какие принципы воспитания были, действительно, пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели?

Было: Учиться надо только на хорошо и отлично.

Сегодня: Оценка не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности.

В советских семьях оценка была, по сути, критерием успешности ребёнка в школе. Влететь по полной программе могло и за «трояк», и никто (ни родители, ни педагоги) не брал во внимание, «физик» ты или «лирик». Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла. В старших классах ученики и вовсе акцентируют своё внимание на тех дисциплинах, которые будут им необходимы для поступления в вуз на выбранную специальность. Отчасти «право на самоопределение» отражено даже в процедуре ЕГЭ – так, к примеру, математика поделена на базовую (для всех) и профильную (для тех, кому результат важен для поступления в вуз).

«С одной стороны, крепкое базовое образование необходимо для гармоничного развития личности, – говорит преподаватель химии Максим Воротников. – С другой стороны, хорошая оценка не гарантирует глубокое понимание предмета. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил для себя, что станет филологом и русский язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится».

Да, взрослые – родители, педагоги – обладают жизненным опытом, знаниями, навыками, но это не исключает того, что они могут оказаться неправы.

Было: Учитель всегда прав. Старших нужно слушаться.

Сегодня: Ребёнок имеет право на своё мнение.

Отстаивание своего мнения ребёнком что дома, что в школе – частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь», «Молчи, твоё мнение никого не интересует», «Чтобы этой подруги в доме не было» – знакомо, не правда ли? «Авторитарность со стороны взрослого ни к чему хорошему не приведёт, – считает психолог Ольга Старостина. – Но это не значит, что ребёнок должен воспитываться в атмосфере моральной вседозволенности. Главное – научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент. Да, взрослые – родители, педагоги – обладают жизненным опытом, знаниями, навыками, но это не исключает того, что они могут оказаться неправы. И очень важно уметь признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений».

Было: Каждый ребёнок должен трудиться.

Сегодня: Нельзя лишать ребёнка детства.

Вымыть пол, постирать свою одежду, сходить в магазин, забрать младшую сестру из детского сада – эти и многие другие обязанности для ребёнка СССР были само собой разумеющимися. Как и регулярные субботники в школе, а также дежурства по классу. Сегодня за «принуждение к труду» у учителя могут быть серьёзные проблемы, а многие родители за выполнение тех или иных домашних обязанностей чаду приплачивают, как и за пятёрки в электронном дневнике. Такой подход сегодня именуется «мотивацией». Что касается трудочасов в стенах школы, то сейчас ситуацию едва ли можно повернуть вспять: родители в этом вопросе целиком и полностью за освобождение детей от «грязной работы», потому и платят безропотно за клининговые услуги. А вот в вопросе оплаты домашней работы однозначного мнения нет. Специалисты же ничего предосудительного в этом не видят, но с оговоркой. «Чтобы ответить на вопрос, стоит ли платить ребёнку деньги за домашнюю работу, нужно обратиться к тому, как устроена семья, – говорит психолог Ольга Селькова. – По моему мнению, если определённую работу в ней кто-то делает за деньги, то и ребёнку нужно платить. Например, если для проведения генеральной уборки нанимается специальный человек, а ребёнок говорит, что выполнит эту работу сам, он вправе рассчитывать на вознаграждение. Вся иная бесплатная работа по дому распределяется между всеми членами семьи».

Было: Не будь жадиной – делись.

Сегодня: Ты не обязан ни с кем делиться.

«Дай девочке формочку», «Поделись с сестрой конфетами», «Дай списать домашку»… По большому счёту, ребёнок в советское время воспитывался в духе «коллективной собственности», а борцов за единоличное обладание называли обидным словом «жадина». Сегодня, напротив, культивируется право на «своё». «Мне кажется, тут должна быть золотая середина, которой мы в семье стараемся придерживаться, – говорит мама троих детей Оксана Петровых. – Понятно, что у нас между детьми иногда возникают конфликты из серии «хочу именно то, что у него». Мы никогда не заставляем одного из детей отдать что-то другому только «потому, что он младше». Ребёнок – это личность, поэтому мы стараемся учитывать его мнение. Иногда (смеётся. – Ред.) предлагаем варианты обмена. Это работает не всегда, ну, что поделать, приходится работать с «хотелками». А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, они и сами учатся это делать. Без принуждения».

детские игры инфографика
детские игры инфографика Фото: «АиФ-Урал»

 

Чувство меры

Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ

При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны. Мягко говоря.

Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение. Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги. И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок – это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня? Боюсь, что да.

Любую идею можно довести до абсурда, что у нас сейчас и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что, по большому счёту, сегодня личность ребёнка формирует не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы. Уверен, в основе агрессии подростков, которую мы сегодня так часто видим, лежит фрустрация. Любую неудовлетворённость они на ком-то вымещают, их просто не научили мыслить и поступать иначе.

Нельзя сказать, что «тогда всё было плохо, а сегодня хорошо» или наоборот. Муштра – это унижение личности, но отсутствие дисциплины приводит к распущенности. Вывод очевиден – во всём нужно чувство меры.

Знаете, что ещё удручает? Утрата дворовой культуры общения. Дети больше не пропадают во дворах, играя, фантазируя, взаимодействуя. Это даже не печально, это ужасно. Всегда говорю – я продукт дворового воспитания с его коллективными играми, с яблоками из чужого сада, с драками до первой крови, с тимуровским движением, с самодеятельными концертами в госпиталях для раненых в годы войны. И с его кодексом чести. Знает ли об этом что-то современный мальчишка? Едва ли.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах