4 ноября, в «Ночь искусств», на площадке Музея истории Екатеринбурга, в креативном кластере «Л52», состоятся сразу три премьеры.
Во-первых, после длительного ремонта открывается одна из главных достопримечательностей конструктивистского жилого комплекса «Дома Госпромурала» – парадный двусветный зал, первоначально использовавшийся как кафе-столовая. Позднее, после того, как в бывший «обобществленный» корпус заехала поликлиника, в зале разместилось физиотерапевтическое отделение.
Ремонтные работы длились почти год. Благодаря помощи меценатов, в числе которых представители группы «Синара», «УЗТМ-Картэкс» и общества «Малышева-73», удалось восстановить практически все конструктивные и ключевые интерьерные решения.
Самым главным открытием стало обнаружение под слоями штукатурки росписей 1930-х годов, украшавших детскую «ожидальную комнату». И это вторая премьера вечера. Как удалось выяснить музейным исследователям, художественным оформлением занимались Виктор Елисеев и Константин Трофимов. Сюжет сохранившегося фрагмента росписей восходит, по всей видимости, к сказке Чуковского «Доктор Айболит», представляя неканоничный образ героя.
Под наблюдением специалистов-реставраторов Екатеринбургского музея изобразительных искусств росписи были тщательно расчищены сотрудниками Музея истории Екатеринбурга и присоединившимися к ним волонтерами. Затем прошли положенную процедуру многоступенчатой консервации.
Третей премьерой «Ночи искусства – 2024» станет выставка «Работать и жить. Свердловск» в балюстраде второго этажа зала. Она подготовлена совместно с Центром «Зотов» (Москва) и проектом «Территория авангарда» (Екатеринбург). Выставочный проект развивает экспозицию «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937», представленную в нынешнем марте.
Выставка состоит из пяти разделов, посвященных архитектурно-строительному и промышленному скачку роста Свердловска в 1920–1930 годы. Город тогда превратился в большую строительную площадку, где вырастали «полунебоскребы» из стекла и бетона, причудливой формы, с чистыми фасадами и продуманной функцией. Гиганты жилых комбинатов и конторских зданий возвышались над «ветхими хибарами». Окраины города, в свою очередь, становились полигоном для градостроительных экспериментов, самым известным из которых стал соцгород Уралмашзавода. С другой стороны, эта эпоха отметилась большим количеством проектов, оставшихся лишь на бумаге: это и огромные рабочие поселки, такие как соцгорода ВЭО и Химической аппаратуры, и отдельные административные и жилые постройки, самым масштабным из которых является ансамбль площади Парижской Коммуны.
На выставке будут показаны копии фотографий, чертежей и планов из фондов Музея истории Екатеринбурга, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного архива Свердловской области, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, Музея истории завода Уралхиммаш и Музея истории завода Уралэлектротяжмаш.
Объемные макеты помогут представить, каким планировали новый центр Свердловска в 1920-е годы и как выглядел соцгород Уралмашзавода в 1933 году.