Аренда электросамокатов – «кикшеринг» – набирает в Екатеринбурге всё большую популярность. Но с появлением нового вида транспорта растёт и травматизм среди уральцев. Законодательно регламентировать «бешеные табуретки» пока никто не торопится.
Закон не писан
Похожая проблема была в столице Среднего Урала несколько лет назад с велосипедистами. Её попытались решить введением правил езды на двухколёсном транспорте: передвижение только по вело- и велопешеходным дорожкам, а если таковых нет, то по краю проезжей части. Однако и сейчас, хоть и реже, велосипедисты нарушают эти правила, передвигаясь по тротуарам и подрезая пешеходов.
Ситуация с электросамокатами намного сложнее. Скорость передвижения у них выше (25 км/ч, у велосипеда – 10–17 км/ч), при этом заметность намного ниже. В городские травмпункты с завидной регулярностью обращаются как водители электротранспорта, так и те, кто пострадал от столкновения. Отметим, что скорости в 20 км/ч уже достаточно, чтобы нанести смертельную травму шестилетнему ребёнку. Но если к велосипедам действительно были предъявлены требования на законодательном уровне, то для электросамокатов сейчас не утверждено ни одного правила или закона.
Штрафовать за превышение скорости такой транспорт также практически невозможно, потому что у самокатов нет номерных знаков и идентификаторов. Чем измерять скорость самоката, тоже не совсем понятно.
По словам замчначальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрия Панфилова, небольшое количество ДТП с самокатами – следствие того, что в ситуации, когда человек едет на самокате и врезается в пешехода, данное происшествие не квалифицируется как ДТП.
«Это то же самое, как два пешехода столкнулись друг с другом. Это не попадает в нашу статистику. Вместе с тем таких фактов на сегодняшний день уже достаточное количество. По каждому факту причинения вреда здоровью сотрудники полиции разбираются, но уже не в рамках расследования материалов по ДТП, а в рамках других процедур», – пояснил Дмитрий Панфилов.
Призвать к ответственности
В Госдуме РФ дискуссия о введении правил передвижения на самокатах длится уже три года. Предложенные поправки постоянно откладывались, однако быстрое распространение самокатов на улицах городов может ускорить процесс их принятия.
Проблему отсутствия строгого законодательства и чёткой механики того, как урегулировать потоки пешеходов, велосипедов и самокатов, отмечает и депутат гордумы Екатеринбурга, зампред постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности населения Тимофей Жуков. Ему и его коллегам поступает много обращений от граждан, которые недовольны теми, кто активно передвигается по тротуарам на велосипедах и самокатах. В то же время, отметил он, любители лёгких двухколёсных ТС указывают, что автовладельцы притесняют их на дорогах, а пешеходы выгоняют с тротуаров.
«Это сложный вопрос, и мы понимаем и пешеходов, которым небезопасно передвигаться по городу, и тех, кто ездит на велосипедах и электросамокатах, – для них мало инфраструктуры, поэтому они вынуждены ездить по тротуарам. Вопрос упирается в перспективы развития городской инфраструктуры для подобного транспорта. Если при строительстве новых районов она учитывается, то центр города изменить крайне сложно. Это долгий процесс, а столкновения происходят здесь и сейчас, и нужно уже сегодня решать эту проблему, поэтому важно менять законодательство», – подчеркнул депутат.
Михаил Лежнин