В столице Среднего Урала открывается Историко-культурный Центр развития Демидовских территорий. О задачах центра и сохранении наследия великого рода мы говорим с основателем фестиваля «Чусовая России» Борисом Петровым.
Купили деревню с «людями»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Борис Сергеевич, в названии новорождённого центра о каких территориях идёт речь?
Борис Петров: – О тех, где у Демидовых в своё время были предприятия. Для меня это, прежде всего, Ревда, Староуткинск, Нижний Тагил, Старая Шайтанка (сегодня село Чусовое) и так далее. И, конечно же, река Чусовая.
Первую пристань на Чусовой Демидовы открыли как раз в Шайтанке, в 1721-м был пуск. И мы в Чусовом сами, по собственной инициативе, в 2022 году установили памятный знак в честь этого события на «Зотовской стене», которая потихоньку превращается с нашей помощью в стену памяти, в культурно-туристический объект. Работаем в этом плане активно, очистили канал, где стоит эта стена, сооруженная ещë в 1816 году при реконструкции Шайтанской гавани по указанию управляющего Верх-Исетским горнозаводским округом Григория Зотова. По сути, это объект мирового значения!
Так вот, задача Международного Демидовского фонда, детищем которого является историко-культурный центр, – представление этих территорий через их историю, сохранившиеся объекты и, конечно же, через людей, которые там живут и сохраняют культурное наследие. Семинары, выставки, ярмарки, лекции – в программе работы центра запланировано множество по-настоящему интересных событий. И направление деятельности Эдуарда Эргартовича Росселя – президента Международного Демидовского фонда – созвучно задаче, которую я ставлю перед собой, проводя в течение вот уже 22 лет фестиваль «Чусовая России».
– Что это за задача?
– Продвижение местного уральского патриотизма. Когда я рассказываю молодёжи, что по Чусовой шли барки 40 метров в длину, восемь метров в ширину, два с половиной метра в высоту, они говорят: «Ну так тогда ведь река была полноводной, потому что лесов было много!» Стоп! Как раз всё наоборот, лесов сейчас больше, чем было тогда. Во-первых, в начале XVIII века вся технология плавки руды была основана на древесном угле. Во-вторых, для производства одной барки нужно было 300 деревьев, а барок-то по Чусовой обычно до 600 ходило. Так что эта версия не проходит. А дело в том, что гений уральской инженерной мысли придумал, как превратить Чусовую в шлюзовую реку. Она и тогда была чуть-чуточной, и сегодня такой осталась. Но тогда шлюзы «наливали» реку, и барки по ней летели просто. Можете себе представить, трёхметровый вал воды и скорость горной реки! И так у каждой пристани: открывали шлюзы, наливали реку (это так называемое активное шлюзование), и караван барок шёл всё дальше и дальше. При этом барка с грузом весила 400–500 тонн, попробуй-ка проскочить мимо скал. Это было очень трудно.
Но для меня, признаться, наибольший интерес в демидовском периоде представляет первая половина XVIII века. Тогда Демидовы в непроходимой тайге ставили заводы, привозили сюда людей. У меня есть стихотворение «Улица Вятская», в основе которой реальная история. Демидовы выкупили в Поволжье целую деревню с «людями», привезли сюда, и они начали здесь строиться. Наверное, в то время, в тех условиях именно такие методы для достижения цели были уместны. Нам сегодня трудно об этом судить.
Я сейчас рассказываю на примере Старой Шайтанки (Чусового), но на самом деле схожие истории были везде. И технологии использования силы воды были везде практически одинаковые.
Буйных мало
– То есть во главе угла, прежде всего, сохранение истории, сохранение памяти?
– Именно, и это очень серьёзная штука, которой обычно занимаются немногие. К сожалению, те люди, которые имеют или получают некие ресурсы, редко бывают замечены в патриотизме. А сумасшедших – в хорошем смысле – очень немного.
Эдуард Россель – один из тех, кто обратил внимание на тему Демидовых. В 1992 году, когда, как вы помните, был развал всего и «ужас-ужас», он учредил Международный Демидовский фонд, с помощью которого учёным выплачивались стипендии. Благодаря этому учёные выжили! Для меня он – человек действия. А Демидовское движение – это, по сути, возрождение принципа «делать из невозможного возможное». Это принцип уральского патриотизма – мы можем то, что не могут другие.
– Какая польза территориям от того, что на их историю обратят более пристальное внимание?
– Давайте говорить прямо, туризм – это отрасль экономики. Туризм способствует привлечению денег на территорию. Есть масса примеров, как раскрутились территории, которые вообще ничего собой не представляли. А Урал – это кладезь! Возьмём опять же село Чусовое – я могу как минимум часа четыре водить здесь туристов, рассказывать удивительные вещи и показывать совершенно уникальные объекты. Уверен, что аналогичная ситуация на каждой «демидовской территории». Другое дело, что настоящих буйных мало.
– Почему?
– Это невыгодная позиция. На тебя все обращают внимание, тычут в тебя пальцем, ставят палки в колёса. Раньше я огорчался, а потом понял – это признание. Потому что, если ты что-то делаешь и этого никто не замечает, значит, это нафиг никому не нужно. Но как только пространство начинает бурлить, как только появляются волны, идущие против корабля, – это хорошо, это правильно. Такие волны проверяют «буйного» – на самом ли деле нужно то, что он делает, то, что он несёт в люди? Если у него слабые идеи и нет поддержки самой земли, ангела-хранителя этой земли, его затаптывают. А если эта поддержка есть и человек сильный, он продолжает свою миссию.
Наверное, нескромно приводить себя в пример, но, когда я задумал фестиваль «Чусовая России», я был одержим этой идеей. Случись мне начать его проведение сейчас, я бы не смог. А тогда у меня такая силища была – чем больше препятствий, тем лучше. Это тот случай, когда, как говорится, любой приём противника приводит к его поражению. Хотя, да, сильным людям непросто. Для таких же сильных они – пример, для слабых – раздражитель.
Пушки с Урала
– На открытии центра состоится «Широкая Демидовская ярмарка ремёсел». Казалось бы, при чём тут ремёсла?
– То есть как это при чём? Демидовы – это не только промышленность. Это и культура, и искусство, и меценатство. И народное творчество. На демидовских территориях живут уникальные люди, владеющие редкими для дня сегодняшнего ремёслами, промыслами. К сожалению, нет возможности пригласить на открытие всех мастеров, но три десятка представлены будут точно. Также гости познакомятся с уральскими фольклорными коллективами, которые без ложной скромности можно назвать уникальными, и увидят точную реконструкцию горнозаводских костюмов.
Но, главное, там всё будет пропитано духом уральской силы. Много людей приходило на Урал со всей России, но многие ли, пришедшие по своей воле делать Дело, оставались? То, что сделали, создали здесь Демидовы, требовало огромного количества энергии. Они для меня пример тяжёлого начала великой истории. Демидовы создали на Урале промышленную империю. И сделали Россию империей, потому что успех Полтавской битвы со шведами в июне 1709 года, приведший к перелому в Северной войне, был выкован на Урале. Несколько сотен пушек с полным комплектом снарядов к ним были «демидовские» – с Урала, с Чусовой.