Транспортная реформа, которую неоднократно анонсировали власти столицы Урала, стартует с 1 октября 2024 года.
Единый каркас
В глобальном смысле чиновники планируют сформировать единый транспортный каркас мегаполиса, включающий автобусы, троллейбусы, трамваи, подземку, а также систему наземного метро с заходом в города Екатеринбургской агломерации.
Как сообщил глава города Алексей Орлов, одно из главных направлений реформы – переход администрации на брутто-контракты. Они значительно дороже, но одновременно более социально ориентированы. Частные перевозчики будут получать деньги не за перевезённых пассажиров, а за пройденные километры и качественную работу. А выручку будет забирать город.
«Раньше компании имели возможность ездить по определённым маршрутам и забирать прибыль от продажи билетов себе, – отметил вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимир Фёдоров. – Из-за этого они находились в конкуренции друг с другом. Безопасность, соблюдение графика – всё это уходило на второй план».
Вторая важная часть реформы – обновление парка машин. Из федерального и областного бюджетов Екатеринбург получит средства на приобретение 50 новых троллейбусов и 35 автобусов. Также власти планируют начать обновлять трамвайный парк: средний возраст некоторых машин 40 лет, они помнят ещё эпоху СССР. Вкупе с уже полученными в 2023 году единицами транспорта подвижной состав может быть обновлён почти на 50%.
В прошлом году большим событием стал запуск трамвая в Академический район. Предполагается, что линия будет продолжена, при этом на ней появятся новые единицы транспорта. На данный момент в городе тестируется трёхсекционный трамвай, особых нареканий к нему нет, вполне вероятно, что машина останется в эксплуатации.
То, о чём мечтали
Возможно, что в обозримом будущем власти смогут реализовать принцип, о котором мечтал легендарный, ныне покойный вице-мэр Евгений Липович, один из разработчиков несостоявшейся транспортной реформы 2015–2016 годов: общественному транспорту – безусловный приоритет. Количество выделенных полос в городе увеличится с 17 до 42, по возможности выделят и трамвайные пути. Для этого будут установлены бордюры, столбики и введены большие штрафы для нарушителей (видеонаблюдение позволяет это организовать).
Кроме того, в городе кратно вырастет число платных парковочных мест – с 3 до 17 тысяч. Неправильно припаркованные автомобили будут массово эвакуировать.
Среди других мер – массовая установка валидаторов, ужесточение контроля оплаты и увеличение штрафов за безбилетный проезд со 100 до 2,5 тысячи рублей, корректировка маршрутов, мониторинг работы кикшеринговых компаний (электросамокатов). Гораздо менее понятна ситуация с подземкой. Градоначальник сообщил буквально следующее: «У нас серьёзные планы, Екатеринбург имеет право на развитие метро». Но это заявление вызвало у жителей что-то вроде дежавю.
Правда, администрация ведёт переговоры с предпринимателями о строительстве двух новых станций – у ТРЦ на Уралмаше и в самом конце проспекта Космонавтов (Орджоникидзевский район). «Застройщик заинтересован в том, чтобы люди из центра города спокойно доезжали до строящегося микрорайона, – отмечал начальник департамента экономики Екатеринбурга Алексей Прядеин. – Говорить о каких-то принятых решениях пока рано, однако проект реальный». Но никакой конкретики по этому поводу пока нет.
По старым ценам
Глава Екатеринбурга также заверил, что стоимость проезда в мегаполисе повышаться не будет, «пока сами жители не заметят позитивных изменений в вопросе оказания транспортных услуг». Из этого следует вывод, что до осени мы будем ездить по старым ценам – 33 рубля за одну поездку.
Между тем сообщество независимых урбанистов «Объединение неравнодушных пассажиров» решило внести свою лепту в развитие общественного транспорта и предложило вообще убрать ряд маршрутов. По мнению активистов, они являются «недозагруженными» или дублируют другие. Речь идёт о трамваях №№ 1, 2, 10, 12, 16, 20 и 21, а также о троллейбусах №№ 38 и 39. Высвободившихся водителей и машины можно использовать на других рейсах. Урбанисты планируют направить свои предложения в мэрию, хотя в социальных сетях их разработки подвергли серьёзной критике.
Напомним, что глобальную реформу в сфере общественного транспорта власти Екатеринбурга анонсировали в марте этого года. Она должна была стартовать в августе и призвана ликвидировать кризис в отрасли, который начался в 2020 году. Якобы из-за пандемии коронавируса резко снизился пассажиропоток, а вместе с ним и прибыль предприятий. Перевозчики не смогли поддерживать достойный уровень зарплат, в результате чего произошёл отток кадров – кондукторов и водителей.