С Днём Святой Троицы, который православные христиане будут отмечать в воскресенье, 23 июня, связано много примет и суеверий. Имеют ли они под собой основания? Об этом, в частности, мы беседуем с настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, митрофорным протоиереем Николаем Малетой. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Сверхъестественные таланты
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Отец Николай, почему Троица считается одним из главных православных праздников?
Отец Николай: - Есть такое понятие – завершение домостроительства человеческого спасения. Если обратиться к истории христианства, то оно, безусловно, основано на личности Иисуса Христа. Начало Боговоплощения, начало домостроительства, то есть созидания спасения человеческого – это Благовещение Божией Матери. А завершается оно сошествием Духа Святого на апостолов. Без этого не было бы некой завершённости.
Перед страданиями Христос в беседе со своими учениками – апостолами – говорит им о том, что ему предстоит пострадать, умереть насильственной смертью через Голгофу, а потом воскреснуть. Почему Пасха – это основной праздник? Потому что, если бы Христос только за нас умер, то не было бы выхода, не было бы плодов этой жертвы. У апостола Павла есть такие слова: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша». Также Господь говорит ученикам, что ему предстоит закончить поприще земное и уйти к Отцу Небесному, говорит о том, что приготовит там обители небесные и умолит Отца послать им утешителя – Духа Святого. И происходит то, что мы называем сошествием Духа Святого.
То есть, понимаете, Господь воскрес, а как быть, как жить оставшимся на земле? Ведь главная задача и смысл жизни православного христианина – спасти бессмертную душу. Так как её спасать здесь, на земле? Троица ещё именуется днём рождения Церкви, потому что она живёт благодатью Духа Святого. Не случайно преподобный Серафим Саровский сказал, что цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святого. И в каждом церковном таинстве приступающему к нему подаётся определённая благодать Духа Святого. Именно им живёт Церковь.
После сошествия Духа Святого апостолы обретают сверхъестественные таланты – они сразу, без филфаков, без лингвистических курсов начинают проповедовать на разных языках. Есть свидетельства, что после того как апостол Пётр обратился к израильскому народу (с довольно короткой, кстати, проповедью), в этот день крестилось около трёх тысяч человек. То есть это рождение церкви, это плоды благодати Духа Святого. Поэтому мы считаем, что вне Церкви нет спасения. Причём Русская православная Церковь – это не какое-то здание, это общество людей. И Церковь, как говорит апостол Павел, – это Тело Христово, то есть единый живой организм. Который мы, не всегда наблюдаем.
«Карбюратор работает только в двигателе»
- Что вы имеете в виду?
- Формально все крещёные люди причастны к Церкви. Но… Кто был на исповеди, знает, что, читая молитву над кающимся, священник произносит в том числе такие слова: «Примири и соедини их со Святой Твоей Церковью». То есть, согрешая, мы можем отпадать, отделяться. Хотя формально находимся в Церкви.
К сожалению, большинство крещёных людей не живут церковной жизнью.
- Аргументируя: «У меня Бог в душе»?
- Именно. Но христианство говорит: Бог есть любовь. А апостол Павел говорит, что любовь не завидует, не гордится, не превозносится, не ищет своего и так далее. Если Бог у тебя в душе, что ты ищешь по жизни? Или ты относишься к Богу потребительски, обращаясь к Нему только тогда, когда тебе что-то нужно?
Крещение – это духовное рождение, и человек может жить духовно только в Церкви, потому что только в ней есть «пища». Скажем, если ребёнку, который родился физически, не дать доступ к кислороду, к материнскому молоку, он погибнет. Также и здесь. Если человек крещёный не будет питаться духовной пищей, он погибнет.
Приведу ещё один пример. Если супружеская пара венчается, но не ходит в храм, не исповедуется, не причащается, то таинство – действительное, но не действенное. Для понимания. Автомобильный двигатель состоит из разных частей. И, скажем, карбюратор, который лежит на полке в гараже, – действительно карбюратор? Да. Но он бездейственный. Он работает только в системе двигателя.
Заходишь в храм – такой аромат!
- Почему Троицу называют «зелёный праздник»?
- Потому что существует древняя традиция украшать храмы зеленью – цветами, берёзовыми веточками… А в деревенских храмах, бывает, устилают пол душистой свежескошенной травой. Заходишь – такой аромат! Впервые после Пасхи читается молитва: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». «Жизни Подателю» – жизни не только земной, временной, но и духовной, вечной. И зелень, которой украшают храмы, символизирует жизнь, да и вообще создаёт особую благодатную праздничную атмосферу.
- Как провести этот день, а также канун праздника – Троицкую родительскую субботу?
- Да, празднику Троицы предшествует Вселенская родительская суббота. Как я уже говорил, Троица – это рождение Церкви. А Церковь, как общество, – это и живущие на земле, и ушедшие в вечность. Поэтому и установлено накануне праздника помолиться за усопших, причём, раз это Вселенская родительская суббота, не только об усопших родных и близких, но и о всех крещёных. В этот день можно посетить могилки и, конечно, же нужно прийти в храм. Надо иметь в виду, что богослужебные сутки начинаются с вечера. Поэтому вечерняя заупокойная служба проводится накануне вечером – то есть в пятницу, а литургия и панихида – утром в субботу. А вечером в субботу с всенощной начинается день Троицы и продолжается утром Литургией.
Этот день любому христианину нужно провести в молитве. Если нет возможности посетить храм, то хотя бы дома нужно уделить какое-то время молитве, чтению событий, связанных с праздником, в Священном Писании, Деяниях апостолов. В конце концов, по разным каналам будут трансляции праздничных богослужений, можно в них поучаствовать дистанционно. Ну и, конечно, этот день стоит посвятить добрым делам.
Кстати, в праздновании Троицы есть особый день, посвящённый Духу Святому, – это понедельник.
- Как бодро встретить понедельник?
- Духов день, да. Помню, бабушка всегда говорила, что в этот день грех работать на земле. И вообще, с Троицей связано множество примет, суеверий (в этот день нельзя купаться, нельзя заниматься рукоделием и так далее). Они имеют под собой основания?
- Нет никаких оснований. Всё, что нужно для праздника, есть в Церкви, всё, что вне её, – народное предание. Разве что можно украсить цветами и веточками берёзы свои дома. Собственно, и то, что в Духов день земля именинница и работать на ней нельзя, тоже из области народных преданий. Хотя в церковные праздники, вообще, не принято заниматься какой-то основательной, тяжёлой работой.
Я рос в большой православной семье (нас было десять детей), и мы ни в воскресные дни, ни в большие церковные праздники не занимались серьëзным физическим трудом. Кроме, разумеется, работы, связанной с уходом за домашними животными, – корову, например, накормить и подоить. Даже приготовление пищи для семьи мы в этот день «облегчали», делая заготовки накануне. То есть мы старались не работать. В эти дни мы, в том числе старшие дети со своими семьями, ходили на службу в храм Божий, потом собирались в родительском доме за большим столом, общались. Словом, «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».
И, знаете, соблюдая это правило, мы всё успевали: домашние дела, сенокосы, покосы и так далее. Человек же не агрегат, в который достаточно залить топливо и он будет работать. Почему говорят «понедельник – день тяжёлый»? Потому что так «наотдыхаемся», что голову от подушки оторвать не можем. При этом человеку нужен отдых, нужна смена обстановки. Сходил в храм, поблагодарил Господа за всё хорошее, что было за прожитую неделю, попросил благословения на предстоящую неделю (это могут быть длительные молитвы, а могут быть и коротенькие), отдохнул от жизненной суеты, вспомнил о душе, и утро понедельника будет бодрым, а работа в течение недели продуктивной, и выполнять её будешь с радостью.
В Церкви нет ничего лишнего! Да, есть такое умное слово «рецепция» – усвоение чужого материала на новой почве. И какие-то вещи, действительно, воцерковлялись. К примеру, Рождество Иоанна Предтечи будет праздноваться 7 июля – в этот же день восточные славяне отмечали народный праздник Иван Купала. То есть не было так, что брали всё языческое, что было у наших предков, и отрезали как ненужное, неважное. Мы знаем, что важно, поэтому ту же зелень на Троицу нужно воцерковить. Нельзя по живому резать. В Церкви всё устроено разумно и премудро. Если соблюдать эти церковные установления, человек будет нормально жить в земном плане и душу будет спасать. Скажем, если среда и пятница в жизни крещёного человека будут постными днями…
- Он здоровее будет.
- Именно! Не будет необходимости искусственно создавать разгрузочные дни или садиться на диету. В нашей семье было принято – с семи лет все соблюдали посты. Никто с голоду не умер! Наоборот, мы были здоровее многих.
Так что, повторюсь, в Церкви всё премудро и спасительно устроено. Ещё бы мы к этому присматривались, прислушивались, опытно познавали…