Примерное время чтения: 5 минут
297

Главное – характер. Секрет неповторимого звучания уральских колоколов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Урал» 19/04/2023
Заливка колокола. Температура расплавленного металла в ковше — 1100 °C .
Заливка колокола. Температура расплавленного металла в ковше — 1100 °C . / Надежда Вершинина / «АиФ-Урал»

В Светлую Седмицу, неделю после Пасхи, все желающие могут звонить в церковные колокола, чтобы выразить радость по случаю праздника. О том, как их отливают и почему уральские колокола ценят во всём мире, мы узнали на колокольном заводе «Пятков и К» в Каменске-Уральском.

Просто, от души

При входе на завод установлены две старинные пушки – точные копии пушек Беринга, которые были отлиты на Каменском железоделательном заводе, где по указу Петра I изготавливались лучшие пушки в России и Европе. Это дань уважения первым уральским металлургам. Достойно восхищения, но руки сами по себе тянутся к маленькой звоннице и не терпится попробовать себя в роли звонаря.

Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

«Смелее, всë получится», – подбадривает Николай Пятков, бессменный директор завода по призванию и музыкальный руководитель по необходимости. Ну а дальше – дёргаешь за верёвочку и наслаждаешься ни с чем не сравнимым звуком. Правда, если ещё и ставишь ногу на педаль, понимаешь смысл слова «какафония». «На Руси ни на одной колокольне никогда не было ни одного музыкально образованного звонаря. Звонить надо было всегда просто и от души. Главное в русском звоне – характер», – не даёт потерять веру в себя Николай Геннадьевич.

Чтобы лить колокола, тоже нужен характер. Выглядит всё феерично красиво и волшебно, но температура заливаемого металла (колокольной бронзы, состоящей из 80% меди и 20% олова), больше похожего в этот момент на сказочное зелье, – 1100 градусов!
Процесс изготовления колокола начинается с чертежа макета. Правильная геометрия и безупречная металлургия – гарантия качественного звука. На основе чертежа изготавливается гипсовая модель будущего колокола. Следующая ответственная технологическая операция – формовка. При этом форма должна быть проч­ной, чтобы не разрушиться, и при этом передавать отпечатки восковых элементов модели. Основная составляющая формы – песок.

«Настоящая жизнь колокола начинается только после освящения, когда он зазвучит на колокольне храма. Недаром в православной традиции колокольный звон называют «звучащей иконой», приближающей человека к Богу», – уверен Николай Пятков.
Подготовка декора колокола – отдельный, очень кропотливый и длительный этап работы. На колокола не принято ставить клеймо производителя. Отличительной «маркировкой» является орнамент. В мастерской художника из воска создаются изображения и надписи, которые будут опоясывать колокола. Они приклеиваются на модель обыкновенным свиным салом. На заводе «Пятков и К» орнаменты создаёт художник-самоучка Андрей Ворожейкин. Люди, которые видели работы мастера, называют его Рублёвым 21 века. После формовки наступает самый сложный и ответственный момент – литьё колокола.

Начинаем заливать

«Если хотите, чтобы звучание колокола всех восхищало, в день его заливки надо ... заливать. Понимаете? Врать, шутить, прикалываться. Тогда и колокол обретëт свой звонкий и неповторимый голос», – делится секретом Николай Пятков.
Голос – это ещё и язык, и его ковка требует не меньшего мастерства. Каменский завод – единственный в России, выпускающий кованые языки.

Нанесение орнамента на колокол..Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Чтобы создать колокол весом от 90 кг до 1 тонны, нужно минимум три недели, а 17-тонный колокол будут делать больше месяца. Зато, когда вы окажетесь на Красной площади в Москве и услышите колокольные звоны, велика вероятность, что это звонят уральские колокола. На заводе «Пятков и К» были отлиты колокола как минимум для пяти соборов, расположенных в историческом районе Москвы – Китай-городе. В том числе для звонницы собора Василия Блаженного. С уральским акцентом звучат городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

«Настоящая жизнь колокола начинается только после освящения, когда он зазвучит на колокольне храма. Недаром в православной традиции колокольный звон называют «звучащей иконой», приближающей человека к Богу», – уверен Николай Пятков.
Наши колокола приближают человека к Богу даже на других континентах – в храмах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии. Уральцы отлили единственный колокол в честь королевы Елизаветы II для храма в Лондоне.

Шлифовка колокола
Шлифовка колокола Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

В Екатеринбурге уральские колокола звучат со звонниц храма Большой Златоуст, Храма-на-Крови, а в Каменске-Уральском – с колоколен всех городских храмов. По-другому и быть не может, ведь Каменск-Уральский – колокольная столица России. Убедиться в этом можно будет 8 июля на одноимëнном фестивале – музыка раскрывает русскую культуру и завораживает слушателей.

Кстати
Крупных колокольных производств в России всего четыре. Завод в Каменске-Уральском «Пятков и К» – один из них. Он был создан в 1991 году каменскими металлургами Николаем Пятковым и Модестом Ощуковым. Более 30 лет на заводе отливают колокола весом от 6 кг до 17 тонн.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах