Можно ли веселиться в новогодние праздники, если соблюдаешь пост? Почему он длится 40 дней? И при чём здесь Луи Армстронг? На вопросы о Рождественском посте и вокруг него отвечает настоятель храма святого Иннокентия Московского, иерей Илия Александров.
1. Почему перед большими праздниками православные постятся?
Любая заповедь, в том числе поста, – это не приказ. Это завещание. Со всеми причитающимися, как в гражданском праве, правами и обязанностями. Завещание нужно, чтобы вступить в наследство. Кто-то, зная, что его ждет, от него отказывается. Наше же наследство – это Царство Небесное. Хотелось бы выполнить условия его получения.
Итак, пост – это одна из заповедей Священного Писания. По словам Отцов Церкви: «Он современен человечеству. Пост узаконен в раю». Ветхозаветные праведники постились так сурово, что сторонники правильного питания и веганы позавидовали бы их притязательности в отношении еды, точнее, еë отсутствия. Но эта внешняя сторона была неотделима от внутренней сути: «Разреши оковы неправды, развяжи уз ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит… И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.58:6-11).
Поэтому, постясь «постом приятным», не забываем главного. Во-первых, это не диета, а наведение порядка у себя в жизни и душе. Всему своë время. Должно быть время и для ПХД (парко-хозяйственного дня уборки). Отстирываем нашу крещальную белую одежду! Особенно перед праздником.
2. Насколько строг Рождественский пост? Кто может его не соблюдать?
Рождественский пост не строгий, можно назвать его рыбным. По Типикону (монашескому уставу) безрыбные дни – понедельник, среда и пятница. Простым людям, в миру, лучше поститься по силам (а силы помогут соизмерить рекомендации врача-терапевта или нутрициолога) и посоветоваться со священником, к которому они ходят на исповедь. Ведь, как мы помним, цель поста – это воздержание от греха.
Помимо индивидуальных противопоказаний, есть «целевые группы», которым пост не рекомендован от слова совсем. Здесь и путешествующие (хотя при нынешних комфортабельных условиях туристических поездок пост может показаться приятным, но важным пустяком), и те, у кого особо тяжелые условия труда, кормящие и беременные (моя супруга, хотя и постилась первые четыре беременности, на пятой, вот, устала), воины. Всем им можно наложить на себя отдельные дни поста, когда придёт для этого время.Помимо индивидуальных противопоказаний, есть «целевые группы», которым пост не рекомендован от слова совсем.
3. Что же, и от празднования Нового года придётся отказаться?
Да, Новый год, скажет внимательный читатель, приходит как-то не вовремя! Не будем углубляться в различие церковного и светского календаря и различные варианты их компромисса. Скажем так, если весь год человек жил по богослужебному календарю, то и Новолетие пройдёт для него так же легко и незаметно. Если по светскому, то тоже, уверен, всë пройдет «по плану».
Но что делать, если в этот день планы людей, живущих по разным календарям, пересекаются? Здесь всë зависит от места. Если это мой дом, всë будет по моим правилам. Если я в гостях, то по правилам гостеприимства, которые одинаковы для всех. Пост в таком случае мы помним главное, – это воздержание от греха. Но как это делать, если все вокруг радуются? Заметим, что апостол Павел призывает нас не только непрестанно молиться, но и радоваться. В радости нет греха. На наших богослужениях постоянно поют, как пел царь Давид, а на православных службах в Африке ещё и танцуют, так же, как и он. А разделить радость с радующимися – это еще и добродетель, по словам того же апостола.
Так же важно, если мы всё стараемся делать по правилам, чтобы пост не разъединял, особенно семью, а собирал. Особенно родителей и детей, особенно на семейной трапезе. Всё надо делать вместе и по силам. И за столом говорить не о содержимом кастрюли, а о жизни. Хотя бы прожитого дня или закончившегося года. И в таком разговоре не забыть поблагодарить Бога и родителей.
4. Почему Рождественский пост длится 40 дней?
Интересно отметить, что изначально Рождественский пост, упоминания о котором можно найти в текстах IV века, был значительно короче, а сорокадневным он сложился на рубеже тысячелетия. И стал таким образом изображать пост Моисея перед получением на каменных скрижалях начертаний заповедей Божиих. Ведь именно поэтому, по выражению Отцов Церкви, постясь сорок дней, мы созерцаем и приемлем воплотившееся и родившееся Живое Слово от Девы. А с Луи Армстронгом пост связан как раз через связь его с Моисеем, как и в его самой знаменитой «Go Down, Moses»!