Совсем скоро, 9 июля, Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь будет отмечать свои именины – день Тихвинской иконы Богородицы.
Когда-то на этот праздник собирался весь город – и не только. Приходили пешком со всех концов губернии богомольцы, так что для них на дни праздника разбивали возле монастыря небольшой палаточный городок. Всех гостей угощали монастырской выпечкой. Праздничный крестный ход вокруг монастыря был таким торжественным и красивым, что некоторые особо проворные горожане взбирались на монастырскую стену, чтобы полюбоваться на него сверху. Таким был день Тихвинской иконы – праздник, который в течение ста лет в Екатеринбурге отмечали всенародно, пока эту традицию не прервала революция.
Сегодня этот старинный добрый праздник возрождается. Сами торжества пройдут 8 и 9 июля. А сейчас, в рамках подготовки к празднику, в течение всего июня монастырь проводит для горожан лекции-беседы. На одной из лекций рассказали о необычных судьбах дореволюционных настоятельниц монастыря. Казалось бы, что необычного может быть в судьбе монахини? Мы спросили об этом настоятельницу монастыря, игумению Домнику.
Ради «тесного пути»
«АиФ-Урал»: Матушка, почему монастырь решил проводить такие лекции?
Игумения Домника: Представьте, что история города – это мозаика: если не знать истории монастыря, то в этой мозаике будет не хватать довольно большого фрагмента. Интересно, что в начале XX века монастырь был значительной частью города: в обители тогда было около 1000 насельниц, а всего в Екатеринбурге – 70 тысяч жителей. То есть в каждой четвертой или пятой семье – ведь семьи тогда были большими – имелись родственницы-монахини. Но дело даже не в том, большой монастырь или маленький. Монастырь в любом случае является важной частью города. Для горожан монастырь – это возможность немного побыть совсем в другом мире, в мире, где нет суеты и спешки, где душа умиротворяется. Нам очень хотелось бы, чтобы горожане это чувствовали, чтобы они пришли к нам на праздник и вообще приходили в любой день: отдохнуть душой, помолиться. Для этого мы и проводим лекции: чтобы горожане могли больше узнать о монастыре, о его традициях и полюбили его.
– Что вам кажется самым интересным и необычным в истории монастыря?
– Интереснее всего судьбы людей. Всегда необычно и интересно то, что человек оставляет все удовольствия жизни ради «тесного пути», как обычно называют монашество. Что заставляет его это делать? В особенности если человек молод? Иногда говорят, что в монастырь идут те, кто боятся жизни, кто надломлен в душе. Конечно, это далеко не так. Боязливый и вялый человек никогда не придет в монастырь. Туда идут люди жизнелюбивые, ищущие в жизни высшей радости. И это сразу станет ясно, если посмотреть на судьбы наших дореволюционных настоятельниц. Сколько в каждой из них было энергии, вдохновения, бодрости!
Например, первая наша настоятельница, игумения Таисия, в миру Татьяна Костромина, – это был, можно сказать, отважный человек! Началось с того, что она пришла в маленькую общину, где жили вдовы и сироты. Община находилась за городом, в домике при лесном кладбище и была, конечно, очень бедной. Татьяна усердно взялась за ее обустройство – и скоро у общины появилось постоянное содержание, каменный дом. Но главное, Татьяна своей верой и любовью к Богу зажигала все сердца. Она хотела устроить настоящий монастырь, чтобы было много сестер, чтобы каждый день была божественная служба, чтобы люди могли жить с Богом и радоваться. И именно благодаря Татьяне совершилось чудо – был открыт монастырь.
– Почему чудо? Разве это так сложно?
– Да, в то время это было очень трудно. Обычно между возникновением общины и утверждением монастыря проходило и 20, и 30 лет и даже больше, и многие общины за это время распадались. И наши сестры сначала написали несколько прошений и получили отказ. Что тогда сделала Татьяна? Она сама поехала в Санкт-Петербург, лично просить об открытии монастыря. На что она надеялась? Неграмотная, без денег, без связей... Но вера творит чудеса. В столице она познакомилась с отставным адмиралом Феодором Ушаковым. Он был очень милосердный человек, благотворил бедным, принимал в своем доме странников. Принял он и Татьяну, затем познакомил ее с высокопоставленными людьми. По письмам того времени мы знаем, что она на всех производила глубокое впечатление. Все, кто видел ее хотя бы раз, навсегда проникался к ней почтением за ее веру и благородство души. О ней узнал сам император Александр I и в итоге подписал указ об открытии Ново-Тихвинского монастыря. Татьяна приняла постриг с именем Таисия и стала игуменией.
К концу ее жизни монастырь стал большим и известным. В нем соблюдались древние монашеские традиции. А это значит, что там царила горячая любовь к Богу и друг ко другу. Потому что когда в монастыре жизнь устроена правильно, когда там любят молитву, соблюдают единство во всем, то в обители действительно царят любовь и радость.
«Я люблю, когда вы Меня просите»
– Почему ваш монастырь назван в честь Тихвинской иконы?
– Это одна из самых почитаемых икон Богородицы в России. Древняя чудотворная икона находится в Тихвине. А копий и списков с нее очень много в разных городах. Был такой список-икона и в общине Татьяны Костроминой, в кладбищенской церкви. Сестры очень любили этот образ и даже дали обет никогда с ним не расставаться. Им однажды предлагали построить монастырь на более удобном месте, в центре города, у реки. Но поскольку туда нельзя было забрать с собой Тихвинскую икону, то сестры отказались. Татьяна Костромина, пока жила в Петербурге, тоже постоянно молилась Богородице перед Тихвинской иконой, просила о помощи. Поэтому у сестер и раздумий не было, как назвать монастырь: только в честь Тихвинской иконы Богородицы.
И в дальнейшем все настоятельницы и сестры очень почитали Божию Матерь, постоянно молились Ей. Может быть, потому монастырь и рос так быстро. Божия Матерь любит, когда Ее призывают, и тем, кто это делает, всегда помогает. В наши дни была такая история: один человек просил у Пресвятой Богородицы исцеления, Она явилась ему во сне и сказала: «Я исполню твою просьбу, но ты пообещай Мне, что сделаешь то, что Я скажу. Не переставай молиться Мне. Я люблю, когда вы Меня о чем-нибудь просите».
Вторая наша настоятельница, матушка Александра, особенно любила Богородицу и, можно сказать, благодаря этому пришла в монастырь. Она жила в селе Стриганском, в крестьянской семье. Однажды через село проходил крестный ход с иконой Божией Матери, в этом крестном ходе были и монахини. Матушка Александра (тогда еще просто девица Анастасия) взглянула на эту икону, ее сердце загорелось, и после этого она сразу решила идти в монастырь. И хотя она была одной из самых молодых в обители, но сестры сразу увидели в ней особую духовную силу. После смерти матушки Таисии они избрали ее настоятельницей. При ней был построен Александро-Невский собор, главный храм монастыря.
– У других ваших настоятельниц тоже необычные судьбы?
– Да. Интересно, что две из них: матушка Магдалина (Неустроева) и матушка Магдалина (Досманова) поступили в монастырь в детстве или отрочестве. В те времена считалось особым благословением Божиим, если в семье кто-то из детей решал поступить в монастырь. Родные радовались, что у них появился молитвенник за весь род.
Матушка Магдалина (Неустроева) была человеком, в котором, можно сказать, жизнь била ключом. В 18 лет ее назначили старшей над всеми рукодельными мастерскими монастыря, а вскоре и над монастырской библиотекой. Она очень любила читать. А когда человек много читает святых отцов, жития святых, то он становится по-настоящему мудрым. Такой и была матушка Магдалина, несмотря на свое простое, крестьянское происхождение. Она управляла монастырем очень долго, 35 лет. Причем только последние несколько недель своей жизни не могла заниматься делами. Незадолго до своей смерти она в забытьи говорила: «Пора, пора отправляться домой», «Ах! Поскорей бы домой, наскучило мне здесь...» Домом она называла Царство Небесное.
Монахини в миру
– Вы говорили еще о матушке Магдалине (Досмановой).
– Это была последняя настоятельница нашей обители. Наверно, у нее была самая необычная судьба. Ей довелось пережить революцию, закрытие монастыря. А она очень любила монашество и была мудрой настоятельницей. Об этом свидетельствует, например, такой случай. Одна ее родственница поссорилась с близкими и, будучи в расстроенных чувствах, просилась в монастырь. Но матушка Магдалина ей ответила: «Я беру в монастырь не тех, кто не может жить с людьми, а тех, кто не может жить без Бога».
Когда монастырь закрыли и всех сестер из него выселили, матушка Магдалина продолжала вести монашескую жизнь в миру. Она поселилась в частном доме, с ней еще 18 сестер, остальные часто приходили к ней за духовным советом. Сестры каждую ночь, в 12, вставали на молитву. Матушка Магдалина учила сестер, несмотря на тяжелые времена, жить по заповедям Божиим, сохранять мир и любовь с ближними. Господь дал ей дар прозорливости, так что она предсказывала некоторым своим духовным дочерям их судьбу. Одной своей послушнице, которая сильно плакала из-за ее болезни, матушка Магдалина пообещала, что проживет еще год. И это сбылось. Она почила в 1934 году, перед смертью приняла постриг в схиму. Ее могила находится на Ивановском кладбище и очень почитается верующими.
– Вы были знакомы с кем-нибудь из прежних сестер монастыря?
– Да, слава Богу, нам посчастливилось знать схимонахиню Николаю, духовную дочь матушки Магдалины. Для нас это большая милость Божия! Ведь именно от нее мы узнали подробности о жизни матушки Магдалины. Да и сама схимонахиня Николая была удивительным человеком. В миру ее звали Галина Засыпкина. В самые страшные годы она не скрывала своей веры. Так советовала ей делать матушка Магдалина, прозорливо говорила: «Тебя не тронут». И действительно Галину ни разу не арестовали, хотя она вела себя очень смело: никогда не снимала крестик, носила передачи в тюрьмы арестованным сестрам и священникам. Коллеги в больницах, где она работала, говорили ей, что крест в такое время носить опасно, называли ее сумасшедшей. Та отвечала: «Еще неизвестно, кто с ума сошел: я или те, которые крест снимают». Однажды во время домашнего допроса чекисты пугали Галину: «Мы тебя сошлём туда, где птицы не летают!» А она ответила: «А мне птицы-то совсем и не нужны. Все равно туда не сошлете, где Бога нет!» Матушка Магдалина предсказала Галине всю ее дальнейшую жизнь: «И всю войну пройдешь, и в монастыре побудешь, долго проживешь, и за тобой доходят». Всё это сбылось в точности. Галина Засыпкина, схимонахиня Николая, дожила до 85 лет, скончалась в 1997 году.
– Матушка, вам и сестрам помогает пример ваших настоятельниц?
– Да, конечно. Мы чувствуем себя с ними единой семьей. Мы за них молимся, и чувствуем, что они молятся за нас и радуются тому, что монастырь возрождается, что люди снова ходят в храмы, молятся Господу и Богородице.
Следующая лекция-беседа под названием «Чудеса близко» (рассказ о святынях монастыря) пройдет в монастыре в пятницу 26 июня в 18:00 (в здании воскресной школы, вход с улицы, слева от Святых врат).