Жизнь в монастыре скрыта от посторонних глаз и потому окутана тайной. Порой это порождает слухи, домыслы, всевозможные толки. Сёстры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря любезно согласились приоткрыть завесу тайны и ответить на 10 вопросов о жизни в обители.
1. Для того чтобы стать монахиней, достаточно просто прийти в монастырь и заявить о своём желании?
Всё не так просто. Да, уход в монастырь – дело добровольное, в его основе – желание уйти от мира и посвятить себя монашеской жизни. Но между тем, как девушка впервые ступает на территорию обители, и монашеским постригом проходит немало времени.
После того как девушка делает выбор в пользу той или иной обители, она обращается к игуменье (матушке-настоятельнице) с просьбой принять еë. Чаще всего девушку оставляют пожить в монастыре в качестве паломницы. Она имеет возможность посещать сестринские богослужения, общую трапезу (однако при этом сидит за особым столом для паломников), глубже знакомится с жизнью обители, помогает на общих послушаниях.
Если становится ясно, что девушка не находится под влиянием сиюминутных обстоятельств, а проявляет усердие в трудах, прислушивается к советам, радуется молитве, игуменья вместе со старшими сëстрами решают принять её в обитель. Она по-прежнему посещает общую трапезу, участвует в сестринских богослужениях, ей назначается постоянное послушание.
В качестве послушницы пребывают не менее трёх лет. По истечении этого (или большего) времени подаётся прошение на имя правящего архиерея и игуменьи на совершение пострига. Первая степень пострига – иночество (во время него ещё не произносятся монашеские обеты). Инокини носят рясу с длинными рукавами, апостольник и клобук (головной убор с чёрной прозрачной «фатой»). В иноческом постриге зачастую даётся другое имя, так как это символизирует рождение нового человека для духовной жизни.
А вот так называемый мантийный постриг – это уже собственно монашество. Во время него гласно даются три главных монашеских обета: нестяжания (ничего не иметь своего), послушания, целомудрия (безбрачия). Кроме того, «новорождëнная» монахиня облачается в мантию, состоящую из множества складок. Она означает охраняющую и покрывающую силу Божию. А то, что у мантии нет рукавов, обозначает, что у монашествующего как бы нет рук для суетной мирской деятельности, для греха.
2. Кого не примут в монастырь?
В монастырь не могут поступить люди, находящиеся в браке, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Более того, желательно, чтобы дети, даже достигнув 18 лет, что называется, крепко стояли на ногах.
3. По какому распорядку живут в монастыре?
Жизнь в обители подчинена строгому распорядку, молитве посвящается более шести часов в сутки. Но, помимо молитвы, все сёстры исполняют и ежедневные послушания. В Ново-Тихвинском монастыре есть иконописная, швейная мастерские, греко-славянский и исторический кабинеты. Кроме того, монахини выполняют певческое послушание, возрождая древние – как русские, так и греческие – распевы.
Пробуждаются в монастыре в 3.30. В 4 утра все собираются в храме на утреннее богослужение. Служба заканчивается в 7.00, после этого у сестёр есть свободное время, когда они могут помолиться, почитать, отдохнуть. В 10.00 совершается молебен Богородице, а в 10.30 сестры с пением идут из храма в трапезную на обед. После обеда все расходятся на послушания, которые выполняют до 16.00. Затем совершается вечерня, после которой вновь с пением богослужебных песнопений сёстры идут на ужин. После ужина до 19:00 – свободное время, после чего начинается так называемое безмолвие, когда все без исключения хранят молчание. Все расходятся по кельям, где выполняют своё монашеское правило, посвящая это время духовным занятиям – чтению и молитве.
4. Можно ли выходить за пределы обители?
Монахини говорят, что очень любят находиться в монастыре, для них это самое лучшее место на земле, они воспринимают его как рай. Поэтому они стараются не выходить из обители, хотя совершенно избежать этого, конечно, невозможно. Что касается продуктов и вещей, нужных в хозяйстве, то всё, что возможно, заказывается с доставкой. Но, например, бывают необходимы встречи с должностными лицами по поводу реставрации дореволюционных монастырских зданий или по другим подобным вопросам. Насколько необходим тот или иной выход сестры в мир, всегда решает настоятельница.
Когда же что-то случается у близких, каждый такой случай рассматривается отдельно. Чаще всего выход сестры бывает не нужен – её близким помогают каким-нибудь другим способом.В обители нет увлекательных светских романов и телевизоров. И смартфоном подавляющее большинство сестер не пользуются.
5. Могут ли сёстры общаться с родственниками?
Могут, но не часто. В древности люди, уходя в монастырь, прощались со своими родными навсегда. В наше время такого почти не бывает, тем не менее и сейчас монахиням нежелательно (или, как говорят в монастыре, неполезно) слишком часто общаться с родными. Дело в том, что у родственников, как правило, совершенно иной образ жизни и образ мыслей, чем у монахинь, по той простой причине, что родственники живут в миру, а монахини – в монастыре. Это не значит, что родственники-миряне в чём-то хуже монахинь, просто они – другие. Тем более если родственники – неверующие. Поэтому монахини предпочитают больше молиться за своих родных, чем общаться с ними.
Но для любой сестры особенная радость, когда её родственники начинают «дружить» с монастырём, то есть приходят в монастырь в гости уже не ради неё, а ради всего сестринства и ради Бога, чтобы помолиться, помочь монастырю.
6. Обращаются ли монахини к врачам, если заболеют?
Врачебная помощь сёстрам в случае необходимости оказывается обязательно. Несколько насельниц монастыря по профессии врачи. Врачевание – их основное послушание. Но если кому-то из сестёр требуется более глубокое обследование, монастырь обращается в больницу. В некоторых случаях врачи сами приезжают в обитель. Никакими средствами борьбы с болезнью в монастыре не пренебрегают.
7. Каковы особенности питания в монастыре?
Несмотря на то, что монахини соблюдают все посты, не едят мяса, не употребляют в пищу продукты животного происхождения по понедельникам, средам и пятницам, скудным их рацион назвать нельзя. Спонтанных перекусов в обители, конечно, не бывает, и, проходя мимо трапезной, никому не привет в голову перехватить чего-нибудь вкусненького. Но, очень устав во время послушания, можно попить кофе или чай. Кстати, тем сестрам, кому по состоянию здоровья положена диета, готовят отдельные блюда.
8. Могут ли сёстры посмотреть телевизор, почитать книжку?
В обители нет увлекательных светских романов и телевизоров. И смартфоном подавляющее большинство сестёр не пользуются. Не потому, что это запрещено, просто у монахинь нет такой потребности. Людям, живущим в миру, понять это, конечно, сложно. А вот духовную литературу сёстры читают с огромным интересом. За новыми книгами даже очередь выстраивается.
9. Бывают ли между сёстрами ссоры?
Ссор в обители не бывает, а вот размолвки – люди остаются людьми – порой случаются. Но взаимные обиды и недопонимание на следующий день не переносятся – сëстры примиряются ещë до захода солнца. «Прости» – одно из самых главных монашеских слов.
10. Может ли женщина-мирянка временно пожить в монастыре?
Смотря с какой целью. Если женщина хочет приехать в монастырь как паломница, то есть для того чтобы помолиться, побывать на службах, немного помочь сёстрам на каком-нибудь послушании – это, конечно, возможно и приветствуется. Паломница может в будущем, если у неё возникнет такое желание, остаться в монастыре как сестра. Но это совсем не обязательно. Многие паломницы (в том числе замужние женщины) приезжают в монастырь без этой цели, а просто в отпуск, на каникулы или на выходные.
Если же человек не собирается молиться, а только ищет, куда ему убежать от проблем и трудностей, где отдохнуть с комфортом, то монастырь не очень подходящее для этого место. Такому человеку в монастыре будет тяжело и скучно: телевизора нет, журналов и романов нет, развлечений нет, многочасовая молитва…