Школьники посёлка Алтынай городского округа Сухой Лог изучают историю малой родины не только в теории. Их серьезная исследовательская работа сопровождается практической деятельностью. Без преувеличения, уникальной. Об этом рассказывает руководитель Историко-краеведческого музея школы № 3 посёлка Алтынай Елена Ившина. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Туризм плюс краеведение
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Елена Викторовна, школьный музей – единственный в посёлке. Выходит, вы с ребятами – хранители истории Алтыная?
Елена Ившина: - Получается так. Тем более есть что хранить. Своё нынешнее имя посёлок получил в 1943 году, до этого он назывался Ирбитские вершины. А первые поселенцы здесь появились в конце XVII века, можете себе представить, сколько здесь произошло событий за несколько столетий, какое богатое историческое наследие оставлено? Здесь разрабатывалось месторождение коксующего угля – антрацита, Ирбитские вершины были в гуще происходящего в годы Гражданской войны – в посёлке сохранились два дома, на которых есть памятные таблички «Здесь располагался штаб…». С посёлком связаны имена «уральского Левши» Александра Сысолятина, поэта Ксении Некрасовой, здесь делали сундуки с поющими замками, ковры… Можно об этом говорить и говорить.
Что же касается школьного музея, то ему уже 44 года, его первым руководителем и основателем была учитель истории Анна Петровна Луконина. Она с ребятами выезжала в экспедиции в города, связанные с Великой Отечественной войной, школьники вели обширную переписку с ветеранами-фронтовиками – эти письма сохранились до сих пор. Мы, безусловно, сохранили и пополняем экспозицию, посвящённую этой странице истории всей нашей страны. Но со временем музей стал активно развиваться, расширялась его экспозиция, и сегодня он имеет статус историко-краеведческого. Уверена, что воспитание патриотизма, любовь к Родине начинаются со знания истории своей малой родины.
А в этом году мы пошли ещё дальше – создали музейное объединение «Антрацит» (так, кстати, некогда называлась наша железнодорожная станция) и взяли курс на туристистко-краеведческое направление. Мы ходим исключительно в однодневные походы, изучая достопримечательности, знаковые места Алтыная и его окрестностей. Очень насыщено проводим время! Мы с ребятами разработали четыре экскурсии, которые можем увлекательно провести как для земляков, так и для гостей посёлка. К примеру, один из маршрутов называется «По следам золотоискателей». Дело в том, что недалеко от Алтыная находится посёлок Золоторуда. Сейчас в нём всего 15 жителей, а некогда он славился приисками. Так вот, мы с ребятами ходим на реку Рефт и моем золото. Ничего, конечно, не намываем (смеётся. – Ред.), но зато пробуем, как это делали золотодобытчики. Мы вообще стараемся в каждую экскурсию включать интерактив, чтобы детям было интересно.
Что написано пером
- Детям искренне интересно?
- Да, они проявляют огромный интерес к истории родного края. И как результат этого интереса – проекты школьников, которые отлично себя зарекомендовали, в том числе на всероссийском уровне.
К примеру, у нас в посёлке жила рукодельница – Лидия Ильинична Янкина, которая делала свадебные восковые венки. Один из таких головных уборов невесты есть в нашем музее. Мастерица уже ушла из жизни, однако мы благодаря интернету нашли её дочь, она с нами с удовольствием пообщалась, рассказала много интересного. Но опять же мы пошли дальше. Мы досконально изучили веночек: сколько в нём шишечек, сколько цветочков, из чего детали сделаны, как он был собран и так далее. И разработали свой мастер-класс, освоив технику изготовления такого веночка. Кроме того, мы нашли рукодельницу в городе Заречный, которая делает такие венки, например, для казачьих свадеб. Съездили к ней, закрепили навыки. К слову, начинали мы осваивать это рукоделие не с венка, а с бутоньерки и уже тогда поняли, насколько это непросто. Все знания и навыки были оформлены в проект, который стал лауреатом Всероссийского конкурса «Открой в себе учёного».
Ещё один уникальный экспонат – шахтёрская лампа. Она тоже стала героиней проекта, который в настоящее время защищается в Москве на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Наука, творчество, духовность». Эту керосиновую лампу нам в музей передала Нэлли Викторовна Мальцева, мама которой работала в шахте. Мы начали копать-копать, узнали со слов дочери особенности этой работы, узнали историю, как женщина пострадала во время взрыва на шахте, потом нашли более позднюю аккумуляторную лампу… Интереснейший проект получился!
А однажды мы совершенно случайно нашли школьную тетрадь по русскому языку 1963 года. Нам удалось установить, чья это тетрадь, – оказалось, медалистки нашей школы, которая, отработав учителем в Каменске-Уральском, вернулась в Алтынай и сейчас здесь живёт. В результате родился проект, посвящённый тому, как в тетрадях писали пером. Мы разработали мастер-класс с использованием перьевых ручек и чернильниц.
- И опять же сами научились выводить аккуратные буквы?
- Конечно! Мы, защищая этот проект на муниципальном уровне, дали попробовать написать что-нибудь пером комиссии. И, вы знаете, у кого-то хорошо получилось, а у кого-то и не очень.
Наше музейное объединение изучает историю, культуру и этнос. Алтынай, как, собственно, весь Средний Урал, многонационален, поэтому у нас есть проект по населению посёлка. Мы ходили в гости к представителям разных народов, узнавали об их обычаях, угощались национальными блюдами, к примеру, ели баурсаки – казахское блюдо.
Ну и, конечно, помимо выездных, мы проводим экскурсии по нашему музею «Кладовая Алтыная».
Угольным утюгом не удивишь
- Как формировалась коллекция музея?
- Благодаря местным жителям, которые приносили и приносят нам экспонаты. Кто-то на чердаке что-то находит, кто-то на огороде, кто-то передаёт вещи своих родителей, бабушек и дедушек. Когда-то чего-то не хватает для очередного проекта, просим помочь, предоставить, поделиться. Вот, скажем, нам передали шикарную коллекцию пластинок, а проигрывателя нет. Помню, сама когда-то выбросила проигрыватель, а теперь жалею. Теперь-то я понимаю, что любые бытовые вещи рано или поздно становятся историей. Вот нам передали свадебные платья 70-х и 80-х годов – они уже история. И потом на их примере можно убедиться, что мода циклична.
Многие экспонаты, как вы уже поняли, становятся героями проектов. Но они все нам дороги! Это же невероятно интересно – раскопать, откуда к нам пришёл экспонат, узнать его историю. Не всегда, конечно, это получается, но сам процесс исследовательской работы невероятно увлекателен. И гости музея в восторге от нашей коллекции. Ребятишки, к примеру, очень любят «озвучивать» пионерский барабан, а у некоторых даже получается извлечь звуки из горна. Знакомство с экспонатами – это же процесс познания.
- То есть угольным утюгом ваших детей не удивишь?
- И угольным утюгом не удивишь, и прялкой не удивишь, они знают, как ими пользоваться. Мы же всё показываем, рассказываем, что и как использовалось, и, главное, даём всё потрогать, предоставляем возможность попробовать предмет в действии. Мы и рубелем гладили, и что только не делали!
У нас в коллекции 400 экспонатов. Казалось бы, не так много, но для школьного музея это очень хорошо. Поэтому мы и стремимся привлечь сюда не только наших школьников, жителей посёлка и его окрестностей, но и гостей издалека. Нам есть что показать, есть о чём рассказать, есть чему научить. Жизнь у нас кипит!
- Заметила, что сейчас вообще возрождается традиция школьных музеев.
- И это замечательно! Если мы хотим воспитать достойных людей, мы должны прививать им уважение, любовь к своей малой родине через её историю. Между тем мы с недоумением обнаруживаем, что есть люди, прожившие в Сухом Логу полвека и не знавшие, где это – Алтынай. Они приезжают к нам на экскурсию и удивляются, насколько, оказывается интересна история Сухоложья.
К грядущему 80-летию Победы мы начинаем готовить проект «Женщина в тылу, женщина на войне». И считаем, что этот проект очень важен. Согласитесь, например, для нас с вами события 1812 года – это так далеко…
- Да что говорить о 1812 годе, события Гражданской войны – это уже далеко.
- Вот именно. А для современных ребятишек Великая Отечественная война примерно так же «далеко», тем более что её непосредственных участников практически не осталось. Что уж говорить о следующем поколении. Поэтому школьные музеи выполняют очень важную воспитательную миссию сохранения истории и передачи её детям. Мы же знаем, что без прошлого нет будущего.