В 120 километрах от Екатеринбурга, в Челябинской области, есть озеро Сунгуль, а на нём – острова Ершовы. Место невероятно живописное и уютное. Но неподготовленный, впервые попавший сюда человек рискует испытать некоторый шок от большого числа разнообразных конструкций из дерева, металла и других материалов. Дело в том, что здесь неожиданно, но прочно обосновался фестиваль арт-фестиваль «Острова». Дело было так.
Порождение коронавируса
В минувшем году миллионы людей по всей стране сидели на самоизоляции. Вот и многие уральские скульпторы и архитекторы временно оказались не у дел. Обычно они работали по частным заказам и фестивалям за границей, а в период коронавирусных ограничений остались без работы. И тогда один из них решил собрать друзей-художников вместе.
Константин Евдокимов, скульптор и архитектор из Екатеринбурга, давно облюбовал Ершовы острова и подружился с собственником турбазы, которая тут расположена. Его стараниями здесь поселились несколько медведей-йогов и носорог. Симпатичные скульптуры животных, выполненные из металлического каркаса и набитые травой, нравились тем, кто бывал на турбазе. А после того, как Константин осуществил своё желание и провёл здесь арт-фестиваль, в окрестностях поселились и зеркальные фламинго, и музыкальный ёрш, и динозавры, и другие необычные объекты. «В период самоизоляции каждый был на своём острове, люди были разделены океаном ограничений, - говорит Константин. - И вот мы все вместе собрались, чтобы осуществить единый творческий акт».
Многое из того, что художники создали в 2020 году, осталось. И Ершовы острова стали местной достопримечательностью. Сюда потянулись посетители из ближайших населённых пунктов. Даже те, кто далек от современного искусства, с удовольствием стали ездить к необычным арт-обьектам, установленным не в галереях и даже не на заводах, как это принято на уральской Биеннале, а среди природных красот. И это круглый год – многие ездили сюда даже зимой.
Атмосферная эволюция
Попав на Ершовы острова в начале лета 2021 года, трудно сразу понять, что здесь проходит арт-фестиваль современного искусства, где собрались художники, многие из которых получили международное признание. Атмосфера тут очень уютная, чем-то напоминает летний лагерь, но для всей семьи. Многие художники и приехали сюда семьями. В этом году в фестивале участвовало 27 художников со всей страны, создавших 14 новых объектов. Им помогали несколько десятков волонтёров, которые прибыли сюда не только ради искусства, но и для хорошей компании. Тема этого года - «Эволюция». И каждый творец выразился на эту тему как хотел.
Процесс создания арт-объекта - это не только творчество, но и серьёзная инженерная задача. Сами художники рассказывают, что прямо здесь постигали азы сварки. Металл в качестве основы для скульптур многим пришёлся по вкусу, но далеко не все умели с ним работать. Поэтому учиться пришлось прямо здесь – у более опытных коллег-художников. Вообще, взаимопомощь здесь очень развита. Авторами каждого объекта значатся те, кто выполнял творческую составляющую, но в его установке может участвовать десяток художников из других команд.
Например, одна из инсталляций этого года подразумевает установку на акватории нескольких соломенных человеческих фигур. Работавшая над этим творением команда художников фигуры изготовила. Но они упорно отказывались стоять на поверхности Сунгуля вертикально, тогда общими усилиями других художников, уже установивших свои творения, разработали и воплотили целую схему буев и грузов, которая позволила соломенным людям утвердится на водной глади. И всё это ради того, чтобы в ночь на 6 июня сжечь эти скульптуры, – таков замысел авторов.
Уральская корка
Своей основной целью Константин считает популяризацию современного искусства. По его мнению, уральцы - это довольно закрытые, с виду суровые люди. Но когда человек раскрывается, проявляется его истинная сущность. «За толстой коркой, которую уральцы часто наращивают, прячутся очень чувственные натуры. Это видно, когда с виду грубый человек начинает задавать глубокие вопросы, - говорит Константин. - Это очень ищущие, открытые для общения люди. Есть те, кто боится современного искусства, потому что им это непонятно, но я надеюсь, что местная природа и наша деятельность поможет им как-то открыться. Не стыдно задавать вопросы, если какие-то арт-объекты тебе не понятны. Стыдно просто отгородиться от этого. А ещё со стороны художника стыдно не объяснять человеку, который интересуется, что он имел в виду».
Отдельный разговор – дети. По мнению Константина, они лучше взрослых воспринимают искусство. И к их мнению он прислушивается с большим интересом. «Иногда ребёнок может больше рассказать о скульптуре, чем её автор, тем более чем искусствовед или культуролог. У него взгляд не замутнен жизненным опытом, и он видит то, что он видит, он полностью открыт для восприятия», - рассказывает Евдокимов.
Возможно, именно поэтому сюда едет огромное количество посетителей с детьми. Многие арт-объекты динамичные – детям разрешают по ним лазать, что делает первое знакомство с современным искусством ещё более интересным.
Сейчас площадка островов уже переполнена, так что Константин подумывает о том, чтобы перенести опыт «Островов» на другие площадки – возможно, и в Свердловской области. Но уютную атмосферу Ершовых островов он намерен сохранить именно в этом месте.