Примерное время чтения: 17 минут
1674

И один в поле зодчий. Как один человек создал в уральском селе музей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ-Урал» 16/06/2020
Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

Если, проезжая по Алапаевскому району, завернуть в село Нижняя Синячиха, придется поневоле сбросить скорость. Прямо вдоль главной городской улицы выстроились старинные деревянные постройки, в небо рвется остроконечная башня, в глубине села высится громада бывшего постоялого двора, а на другом берегу реки видна большая деревянная мельница.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Человек, совсем не знакомый с историей, удивится: что это за деревня из прошлого? Более начитанный визитер сразу подметит, что строения относятся к разным эпохам и вряд ли появились тут случайно. И будет прав – в Нижней Синячихе находится уникальный музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства.

Восстановленная деревня

Музей состоит из двух десятков построек различных эпох и назначения. Самая заметная из них – 30-метровая сторожевая башня. С такой в старые времена наблюдали, не виднеется ли в округе дым пожара. Есть тут и пожарная станция образца ХIХ века.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В те времена в деревнях не было профессиональных пожарных команд – жители по очереди дежурили сами и боролись с огнем. Чем больше у тебя на дворе построек – тем больше дежурств. Вместо пожарной машины – телега с бочками на конной тяге. Вместо сирены – звон колокола и забористое словечко, чтобы дали дорогу.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Есть тут и жилые дома – несколько деревенских дворов, будто выросших здесь из глубины веков. По внутреннему убранству можно понять, насколько зажиточными были хозяева. В одном доме на стенах роспись, в углу кровать хозяина и даже отдельная белая горница (особо нарядная праздничная комната, где проводили время только по торжественным поводам).

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В другом – только лавки да полати (деревянные полки возле печи, на которых спали крестьяне). Тут же можно проследить через века развитие крестьянской домостроительной мысли. Внутреннее убранство тоже восстановлено – предметы быта, кухонная утварь, манекены в крестьянской одежде. Можно многое узнать о том, как жили крестьяне.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Отдельно стоит постоялый двор – придорожная гостиница из прошлого. Здесь особенно много манекенов: есть казаки и фельдъегерь (государственный курьер), ученый, купцы и богомольцы. То есть все те, кого можно было встретить на постоялых дворах. Крестьяне в ту пору особо не путешествовали, разве что на ярмарку. Только эта экспозиция по размеру и насыщенности превосходит многие городские музеи немаленького размера.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Тут сразу четыре небольшие деревянные часовни, самая старая из которых построена еще в XVII веке. Одна из них – часовня Вознесения Господня – выкрашена в красный цвет и издалека производит впечатление каменной. Только подойдя ближе, понимаешь – деревянная.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Внутри часовен – различные экспозиции, от деревянных макетов и украшений до выставки наивного искусства.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Эти здания были перевезены сюда из уральских деревень либо восстановлены с образцов, некогда там стоявших. В Свердловской области нет второго такого места, уникального по насыщенности коллекции деревянных строений из давно ушедших эпох.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Но начался музей деревянного зодчества с рисунков на стене, заброшенной каменной церкви и бывшего советского офицера.

Как пулеметчик начал старину собирать

В 1946 году в родной Алапаевский район вернулся бывший лейтенант и командир пулеметной роты Иван Данилович Самойлов. Ветеран войны, орденоносец.

Фронтовик начал работать инженером-землеустроителем. Работа была связана с разъездами по деревням, и в одной из них в крестьянском доме он увидел деревянные доски с рисунками, которые уже лежали на поленнице и готовились стать дровами. Это оказался расписной простенок.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Тут надо сделать небольшое отступление: в деревенских домах издавна не водилось обоев или других декоративных украшений на стенах. Для создания уюта их расписывали красками – так на стенах домов появлялись узоры, цветы и лошадки. Этим подрабатывали специально обученные мастера, которые брали за работу недешево. Так что богатая роспись дома – это не только уют, но и статусность.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

К послевоенным годам это искусство уже было почти утрачено. Но Иван Данилович сам родился в деревне и хорошо понимал, что за роспись чуть не пошла на растопку.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Так началось его увлечение: в свою небольшую квартиру в Алапаевске Самойлов привозил найденные им в поездках по области образцы росписи, ткацкого мастерства, старинные книги. Когда место в квартире закончилось, в дело пошли амбар и другие помещения.

Иван Данилович Самойлов. Фото: Нижнесинячихинский музей-заповедник

Но экспонаты всё копились, и места для них становилось мало.

Особенно Иван Данилович гордился тем, что все свои сокровища он не брал даром, а выкупал на собственные деньги – хотя бы и за символическую плату.

Он хотел создать музей, но не было помещения.

Партбилет за храм

В Нижней Синячихе Иван Самойлов приметил Спасо-Преображенскую церковь – красивое, но запущенное здание о девяти башнях. В ней он и решил сделать музей, для чего принялся изучать реставрационное дело.

Фото: Нижнесинячихинский музей-заповедник

В 1967 году, набрав из обитателей Нижней Синячихи бригаду добровольцев, взялся за восстановление.

Работы затянулись на многие годы, они стоили Ивану Даниловичу не только сил и средств – пришлось положить на стол партийный билет, что во времена СССР было отнюдь не формальностью. Но работу свою он продолжал.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В 1978 году в здании восстановленной церкви на втором этаже разместилась экспозиция росписи, в том числе тот простенок, с которого все началось. На первом этаже – иконы и церковная утварь.

А позже здесь начнут проходить настоящие церковные службы. Случай уникальный: восстановленная церковь действует и как музей, и как религиозный объект.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

После каменной церкви настала очередь деревянных строений. Как говорят сотрудники музея, Самойлов мечтал воссоздать на территории Нижней Синячихи целую русскую деревню, в исходном виде, в историческом облике. К этой цели он и шел до 7 августа 2008 года – дня своей смерти.

К тому моменту к пяти боевым наградам бывший командир пулеметной роты стал также почетным работником культуры РСФСР, почетным гражданином Свердловской области, Алапаевска и Алапаевского муниципального образования, кавалером Ордена Почета – за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Его могила находится на территории восстановленной им Спасо-Преображенской церкви – центра музея, который он создал. А в одном из помещений музея действует постоянная экспозиция, посвященная его создателю.

Наследие Ивана Самойлова

Сейчас нижнесинячихинский музей-заповедник является главным культурным объектом села и окрестностей. В нем работает или подрабатывает значительная часть местных жителей. Их тут и осталось-то всего несколько сотен, а, как говорят они сами, если бы не музей – село бы давно зачахло, как случилось со многими деревнями в округе.

Нижняя Синячиха, музей
 Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Музей тут очень уважают и тщательно следят за его объектами. Говорят, что за все время существования была лишь одна попытка проникновения – то ли с воровскими, то ли с хулиганскими намерениями. Тогда нежданных визитеров задержали сами местные жители.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Поток туристов, на время прерванный коронавирусом, с годами лишь нарастает.

Едут сюда и паломники – неподалеку от Нижней Синячихи находится Алапаевский мужской монастырь, выстроенный рядом с местом казни нескольких членов императорской семьи Романовых.

Экспозиция продолжает расти. Регулярно поступают экспонаты от дарителей, нашедших что-то историческое у себя дома, на чердаках и в чуланах.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Еще здесь широко празднуют традиционные русские праздники, например, в августе готовятся отметить Яблочный спас. По такому случаю сюда приезжают туристы и жители окрестных деревень. Совсем так, как это было два-три века назад.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах