«Прежде чем Буратино стали у меня получаться душевными, пришлось над своей душой поработать, – говорит художник-скульптор из Нижнего Тагила Станислав Дерябин. – Как ты такую светлую улыбку сделаешь, если на душе чернота?»
Почему куклы не смотрят прямо?
Как-то Станислав Дерябин послал фотографии работ именитому резчику по дереву, автору замков рыцарей, и тот снисходительно ответил: «Работы, конечно, слабенькие»… «Я не обиделся, улыбнулся – а в чём сила, брат? – рассказывает Станислав. – Как, например, сравнивать Врубеля и Савченко, изобразившего нашего мультяшного Карлсона? Но если измерить каким-нибудь осциллографом энергию, которую передают в душу работы того и другого, то… С Буратино та же история, ему скоро сто лет исполнится, а любовь к нему на уровне души передаётся из поколения в поколение».
«Крутую» резьбу Станислав не любит, говорит, нередко в её основе гордыня, которая как для мастера, так и для человека – «полное шило». «Простоту я долго искал, – рассказывает Дерябин. – Мы же на худграфе (Станислав – выпускник художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института. – Ред.) все гении, у всех творческие понты, амбиции вырезать что-то авторское, забубенное. Но эта гордыня, как ни старайся, торчит из дерева, и люди это чувствуют».
Идеальную простоту Дерябин нашёл в советской мультипликации: изучал рисованных персонажей детально, то и дело ставя мультик на паузу. Своеобразным учебником стало и издание «Золотого ключика» 1975 года с иллюстрациями Владимирского. «Многие резчики уходят в анатомию – губки, щёки и так далее, но анатомия перечёркивает улыбку, – говорит Дерябин. – Мы же улыбку воспринимаем не анатомически, а через акценты».
Буратино Станислав вырезает 25 лет (лишь изредка изменяет любимому персонажу – перед каждым Новым годом, например, традиционно делает соответствующие звериные символы), но из нескольких тысяч деревянных мальчишек не найти ни одного с одинаковым выражением лица, лишь улыбка неизменно добрая, лукавая, открытая, располагающая к общению.
«Мультяшные куклы тем и хороши, что с ними можно общаться на равных, хотя они и из другого мира, – говорит Станислав. – Чтобы не нарушить энергетику этого общения, я никогда не делаю у Буратино глаза прямо, хотя меня в этом укоряли. Глаза прямо – это либо плакат, либо идол. И в любом случае психологическое давление скрытой внутренней сущности. Как-то я, помню, вырезал тотем северных индейцев, повесил дома… На него никто смотреть не мог! Уничтожил от греха подальше».
Кто покупает деревянных Буратино и почему?
Поработав художником-оформителем, учителем рисования, охранником, Станислав твёрдо решил заняться деревом.
Первым его учителем стал одноклассник – краснодеревщик Андрей Бортников, с которым они и решили попробовать вырезать Буратино.
Персонаж этот, по мнению мастеров, универсальный, своим становится в любом интерьере – хоть в хижине, хоть во дворце.
Он гармонично вписывается куда угодно: среди книг на полке, на лестнице, в саду, среди игрушек в детской комнате. И везде неизменно излучает энергию добра, возбуждает в подсознании светлые образы из детства. Станислав давно заметил: многие заказчики говорят, что покупают Буратино для детей, а по большому счёту – для себя.
«Самый первый мой Буратино смешной был, небольшой, толстожопый, – смеётся Станислав. – С тех пор, конечно, я и технологии, и инструмент, и разные виды дерева освоил, и инженерная мысль всё время вперёд идёт. Но учусь я постоянно, ремесло меня учит».
Буратино нижнетагильского папы Карло разъезжаются-разлетаются не только по всей стране, но и за рубеж. Счастливые обладатели уральского длинноносого мальчишки, взрослые так-то люди, нередко обшивают сорванца, обустраивают его житьё-бытьё персональной мебелью. Со многими новыми «родителями» мальчишек у Дерябина сложились тёплые отношения, они папе Карло рассказывают, что берут Буратино с собой в путешествия, на важные встречи, в больничную палату… Но с особым трепетом мастер относится к бабе Маше из Москвы.
«Так повелось, что она для меня «баба Маша», – рассказывает Станислав. – Её отец погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны, и она хорошо помнит, как он до войны читал ей, девочке, «Золотой ключик». Потом в детском саду она, приходя первой, брала в руки игрушечного Буратино и не расставалась с ним до конца дня. Моих Буратино она увидела в соцсетях, и, говорит, это был взрыв эмоций. Заказала одного, потом второго… На этом я её остановил. Переписываемся с бабой Машей постоянно, рассказывает, что никому в руки Буратино не даёт даже подержать».
Буратино с острова Пасхи и мастер-классы на палочках
Привычных в нашем понимании образов Буратин разных размеров Дерябин вырезает, конечно, больше. Но и своеобразных в его мастерской тоже немало. Здесь Буратино с острова Пасхи (в стиле аутентичных монолитных скульптур) соседствует с Буратино Достоевского, с Буратино Раневской, с шахматными фигурками Буратино, с перечницей в том же, понятно, образе.
«Героя своего романа» Станислав видит во всём. Обратил внимание, что при гниении внутри ветки акации интересный рисунок получается, – поработал с веткой, родились абстрактные, на основе плавных линий, узнаваемые фигурки. Нашёл на блошином рынке деревянное яблоко-шкатулку дурацкого ширпотребного цвета, приоткрыл – ба! – знакомые всё лица. Краску снял, личико доработал, тело, ручки – и готов человечек. Приволокли в мастерскую бревно, бобром обработанное, Станислав нос приставил – готов Буратино.
Сегодня устойчивой популярностью пользуются мастер-классы Дерябина по изготовлению Буратино из… палочек для эскимо. Понятно, что далеко не каждый сможет укротить серьёзную древесину – сосну, дуб, кедр, ольху или африканское дерево абаш. А берёзовые палочки – подходящий материал для начинающих.
«Полтора-два года голову ломал, обдумывал, что преподать людям, которые до сих пор дела с деревом не имели, – рассказывает Станислав. – Чтобы они Буратино своими руками сделали и сами от себя офигели. Интересно, но на мои мастер-классы чаще приходят взрослые девочки».
Сейчас, когда мастер-классы «зашли», Дерябин разрабатывает конструктор. Вот доведёт до ума – и в каждой семье родители с детьми смогут вместе сами сделать Буратино.
«Архетипы держатся благодаря бабушкам, которые в своё время передали их своим детям, а те – младшему поколению семьи, – говорит Станислав. – И эти архетипы, вынесенные из детства, спасают нас на краю пропасти, если случится там оказаться. Буратино, однозначно, тот самый архетип».