Последнее, что ожидаешь встретить в тайге, это трамвай. Не тепловоз, не электричку – нормальный такой пассажирский трамвай. Который со стуком и появляется прямо из чащи, и в ней же исчезает – сюрреализм во плоти. Но в Свердловской области такое диво есть, причём существует не одно десятилетие.
Лесной вагон
Сейчас Волчанск числится в Книге рекордов Гиннесса России как самый маленький российский город с трамвайным движением. Для населённого пункта, численность населения которого едва переваливает за 10 тысяч человек, это действительно уникальный случай. А между тем трамвай здесь появился в 1951 году, когда Волчанск статуса города вообще не имел, зато проживало на его территории больше 20 тысяч человек. Тогда это был посёлок Волчанка. Для сравнения – в Серове с населением в 95 тысяч человек, который считается столицей Северного Урала, трамвая нет и по сей день.
Трамвай в Волчанске пустили не ради рекордов. Крупному поселению шахтёров требовалась транспортная линия, чтобы возить людей от жилья до угольных разрезов. Кроме того, требовалось сообщение с Карпинском, который находится в 20 километрах от Волчанска. Приличных дорог в том районе тогда было крайне мало, и проблему решили прокладкой рельсов и контактной линии. И запуском как поселкового, так и междугороднего трамвайного сообщения. Даже по меркам СССР это был уникальный проект – десятки километров трамвай шёл по лесу. Но в 1965 году из Карпинска в Волчанск по автодороге перегоняли гигантский шагающий экскаватор ЭШГ-15 весом больше 1000 тонн. Ради этого пришлось разобрать трамвайную контактную линию – проложенная вдоль дороги, она мешала проезду гиганта. Её так и не восстановили, но ездить по лесам волчанский трамвай не перестал.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/16/1813080/c/a52b13a016040b439b2960b6f5bb07e4.jpg)
Город Волчанск разделён на две части – Северную и Южную. Между ними пять километров леса, и это расстояние по-прежнему можно проехать на трамвае. Хотя сейчас его роль из транспортной постепенно переходит в культурно-историческую.
С развалом СССР волчанский трамвай оказался под угрозой. В 1994 году здесь закрыли ветку, ведущую к угольным разрезам. Как вспоминают сторожилы, из-за того, что кабели контактной линии постоянно срезали охотники за цветным металлом. Бытовало мнение, что и вторую ветку, соединяющую две части города, закроют – как это случилось с карпинским трамваем, прекратившим своё существование в том же 1994 году. Но оставшаяся часть постепенно стала получать всероссийскую известность, стала местной достопримечательностью. Потом она попала в Книгу рекордов, что, возможно, и спасло жизнь волчанскому трамваю.
Имя собственное
В октябре этого года волчанскому трамваю исполняется 70 лет. Сейчас местная линия остаётся одной из самых маленьких в мире. И до 2020 ковидного года это обстоятельство привлекало в Волчанск значительное количество туристов, в том числе и заграничных. Общая протяжённость линии – 9,1 километра, на которых расположены 12 остановок. На линии в основном ходит один трамвай, у которого достаточно богатая история. В мультфильме про Простоквашино был Крузенштерн, человек и пароход. А в Свердловской области есть человек и трамвай.
![Запасными вагонами горожане не интересуются. Их любимец – тот, что выходит в «таёжный» рейс.](https://static1-repo.aif.ru/1/68/1813154/c/6998ffbdf2f5d5abc6c6ce58b7f3c5b6.jpg)
Есть в депо ещё два трамвая – один используют как технический вагон и снегоочиститель. Второй – более современный, чем Россель: КТМ-19 здесь пускают только зимой, потому что у него салон теплее. Но в целом этот трамвай не очень любят. Сейчас ведутся переговоры с Нижним Тагилом, чтобы обменять его на более старую модель.
Дело в том, что состояние трамвайной линии оставляет желать лучшего. Это касается и рельсов, и контактной линии, которая не выдаёт достаточного напряжения. Менее прихотливый Россель с этим справляется лучше своего более свежего напарника, которому из-за особенностей конструкции требуется больше электричества. А на лесном участке пути более современный трамвай может просто проваливаться – он больше весит.
Даже сторожилы не помнят, когда здесь проводился капитальный ремонт трамвайной линии. Мастер трамвайного депо Антон Кучин говорит, что работы проводились в основном по мере необходимости на отдельных участках – на большее просто не было средств. А шпалы здесь деревянные и помнят если не Хрущева, то Брежнева наверняка. И опоры контактной линии деревянные, местами покосившиеся – из-за чего провода часто провисают. К тому же бывают ЧП криминального, а не техногенного характера.
«Я когда с работы домой еду, каждый раз думаю – только бы с линией ничего не случилось, – рассказывает Антон. – У нас недавно целый участок срезали – 800 метров. Трамвай неделю не ходил».
Кое-где на путях есть зазоры между стыками шириной в пару сантиметров, так что при езде вагон изрядно потряхивает. И скорость даже на прямых участках он держит небольшую. Но благодаря поддержке местного главы в минувшем году здесь отремонтировали больше километра трамвайных путей и готовятся продолжать работу в этом направлении.
«Мы положили туда железобетонные шпалы и новые рельсы, – рассказывает директор МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Лариса Бушуева. – В этом году будем укладывать всё плитами, будем асфальтировать улицы, где проходит трамвайный путь. Уберём растяжки от домов – а то у нас пока часть контактной линии прямо на домах держится, и их трясет, когда трамвай идёт. Теперь будут стоять новые опоры, будет всё так же, как в больших городах. Не сразу, но постепенно заменим все опоры».
Обслуживают волчанский трамвай 15 человек – вагоноважатые, мастер, монтёры путей, электрослесари. Помещение депо ветхое, вместо склада – корпус старого трамвая советских времён. В этом году сюда собирались волонтёры из Санкт-Петербурга – предлагали самостоятельно провести ремонт, но пандемия смешала все карты. Тем не менее волчанский трамвай живёт, хоть и является убыточным предприятием.
Маршрутка, рельсы и экскурсии
В настоящее время волчанский трамвай ежедневно (если не произошло накладок) совершает три утренних и шесть вечерних рейсов с периодичностью в час. Первый рейс уходит в 7.00, последний – около 23.00. А с полудня до 16.00 трамвай отдыхает. Или работает экскурсионным – в доковидный период на нём нередко устраивались экскурсии по городу для приезжих или для школьников. Суббота и воскресенье – выходные дни.
Если рейс обычный, толчеи в салоне не бывает – обычно в трамвае не больше 10–12 человек, а за день он перевозит 100–150 пассажиров. Сегодня большинство волчанцев на работу или по делам предпочитают ездить на автобусе или на маршрутке. Обе части Волчанска соединяет между собой хорошая автодорога, и маршрутка идёт от Южной до Северной за 11 минут, а трамвай за полчаса. К тому же, вздыхают местные жители, трамвай чаще ломается. Так что здесь распространена поговорка «кто спешит – тому в автобус, кто не спешит – на трамвай». И ездят на нём преимущественно пенсионеры. Исключения – праздничные дни, когда все местные жители предпочитают трамвай, который остаётся главной местной фишкой.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e0/1813158/c/97b99f6880642fac4e7f86dc5d0b9b8d.jpg)
Поездка на этой достопримечательности отличается от того, к чему привыкли пассажиры из больших городов. Вагоновожатый, приближаясь к остановке, смотрит, есть ли на ней люди. Потом глядит в салон – готовится ли кто-то к выходу. Если нет – просто едет дальше. И кондукторов здесь нет – пассажиры сами подходят к кабине и дают деньги за проезд. Кстати, 21 рубль, а не 28, как в Екатеринбурге.
Несмотря на явную убыточность, волчанцы свой трамвай любят – и пенсионеры, и молодёжь, которая пользуется им редко. Волчанцы искренне гордятся своим трамваем, считают его достопримечательностью и обязательно катают на нём приехавших гостей. И надеются, что между двумя частями города будет, как и прежде, возникать необычная картина – из лесной чащи возникает трамвай по имени Россель, неспешно стучит по рельсам и исчезает среди деревьев.