Примерное время чтения: 9 минут
2294

Как поживает самая маленькая в России городская трамвайная ветка?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ-Урал» 07/07/2021
Салон трамвая-рекордсмена никогда не пустует.
Салон трамвая-рекордсмена никогда не пустует. «АиФ-Урал»

Последнее, что ожидаешь встретить в тайге, это трамвай. Не тепловоз, не электричку – нормальный такой пассажирский трамвай. Который со стуком и появляется прямо из чащи, и в ней же исчезает – сюрреализм во плоти. Но в Свердловской области такое диво есть, причём существует не одно десятилетие.

Лесной вагон

Сейчас Волчанск числится в Книге рекордов Гиннесса России как самый маленький российский город с трамвайным движением. Для населённого пункта, численность населения которого едва переваливает за 10 тысяч человек, это действительно уникальный случай. А между тем трамвай здесь появился в 1951 году, когда Волчанск статуса города вообще не имел, зато проживало на его территории больше 20 тысяч человек. Тогда это был посёлок Волчанка. Для сравнения – в Серове с населением в 95 тысяч человек, который считается столицей Северного Урала, трамвая нет и по сей день.

Трамвай в Волчанске пустили не ради рекордов. Крупному поселению шахтёров требовалась транспортная линия, чтобы во­зить людей от жилья до угольных разрезов. Кроме того, требовалось сообщение с Карпинском, который находится в 20 километрах от Волчанска. Приличных дорог в том районе тогда было крайне мало, и проблему решили прокладкой рельсов и контактной линии. И запуском как поселкового, так и междугороднего трамвайного сообщения. Даже по меркам СССР это был уникальный проект – десятки километров трамвай шёл по лесу. Но  в 1965 году из Карпинска в Волчанск по автодороге перегоняли гигантский шагающий экскаватор ЭШГ-15 весом больше 1000 тонн. Ради этого пришлось разобрать трамвайную контактную линию – проложенная вдоль дороги, она мешала проезду гиганта. Её так и не восстановили, но ездить по лесам волчанский трамвай не перестал.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Город Волчанск разделён на две части – Северную и Южную. Между ними пять километров леса, и это расстояние по-прежнему можно про­ехать на трамвае. Хотя сейчас его роль из транспортной постепенно переходит в культурно-историческую.

С развалом СССР волчанский трамвай оказался под угрозой. В 1994 году здесь закрыли ветку, ведущую к угольным разрезам. Как вспоминают сторожилы, из-за того, что кабели контактной линии постоянно срезали охотники за цветным металлом. Бытовало мнение, что и вторую ветку, соединяющую две части города, закроют – как это случилось с карпинским трамваем, прекратившим своё существование в том же 1994 году. Но оставшаяся часть постепенно стала получать всероссийскую известность, стала местной достопримечательностью. Потом она попала в Книгу рекордов, что, возможно, и спасло жизнь волчанскому трамваю.

Имя собственное

В октябре этого года волчанскому трамваю исполняется 70 лет. Сейчас местная линия остаётся одной из самых маленьких в мире. И до 2020 ковидного года это обстоятельство привлекало в Волчанск значительное количество туристов, в том числе и заграничных. Общая протяжённость линии – 9,1 километра, на которых расположены 12 остановок. На линии в основном ходит один трамвай, у которого достаточно богатая история. В мультфильме про Простоквашино был Крузенштерн, человек и пароход. А в Свердловской области есть человек и трамвай.

Статистика
100–120 человек перевозит Россель ежедневно.
Он, как боевой корабль, имеет имя собственное, хоть и неофициальное – Россель. Его Волчанску подарил двадцать лет назад Эдуард Россель, первый губернатор Свердловской области. С тех пор в местном депо работает любимец – старенький трамвай модели КТМ-8. Так уж получилось, что именно трамвай, подаренный губернатором, оказался самым надёжным и неприхотливым в современной истории Волчанска. За минувшие годы сюда поступали и более современные типы, но основным работягой остался Россель. Его тут очень любят и украшают ко всем праздникам.

Запасными вагонами горожане не интересуются. Их любимец – тот, что выходит в «таёжный» рейс.
Запасными вагонами горожане не интересуются. Их любимец – тот, что выходит в «таёжный» рейс. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Есть в депо ещё два трамвая – один используют как технический вагон и снегоочиститель. Второй – более современный, чем Россель: КТМ-19 здесь пускают только зимой, потому что у него салон теплее. Но в целом этот трамвай не очень любят. Сейчас ведутся переговоры с Нижним Тагилом, чтобы обменять его на более старую модель.

Дело в том, что состояние трамвайной линии оставляет желать лучшего. Это касается и рельсов, и контактной линии, которая не выдаёт достаточного напряжения. Менее прихотливый Россель с этим справляется лучше своего более свежего напарника, которому из-за особенностей конструкции требуется больше электричества. А на лесном участке пути более современный трамвай может просто проваливаться – он больше весит.

Даже сторожилы не помнят, когда здесь проводился капитальный ремонт трамвайной линии. Мастер трамвайного депо Антон Кучин говорит, что работы проводились в основном по мере необходимости на отдельных участках – на большее просто не было средств. А шпалы здесь деревянные и помнят если не Хрущева, то Брежнева наверняка. И опоры контактной линии деревянные, местами покосившиеся – из-за чего провода часто провисают. К тому же бывают ЧП криминального, а не техногенного характера.

«Я когда с работы домой еду, каждый раз думаю – только бы с линией ничего не случилось, – рассказывает Антон. – У нас недавно целый участок срезали – 800 метров. Трамвай неделю не ходил».

Кое-где на путях есть зазоры между стыками шириной в пару сантиметров, так что при езде вагон изрядно потряхивает. И скорость даже на прямых участках он держит небольшую. Но благодаря поддержке местного главы в минувшем году здесь отремонтировали больше километра трамвайных путей и готовятся продолжать работу в этом направлении.

«Мы положили туда железобетонные шпалы и новые рельсы, – рассказывает директор МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Лариса Бушуева. – В этом году будем укладывать всё плитами, будем асфальтировать улицы, где проходит трамвайный путь. Уберём растяжки от домов – а то у нас пока часть контактной линии прямо на домах держится, и их трясет, когда трамвай идёт. Теперь будут стоять новые опоры, будет всё так же, как в больших городах. Не сразу, но постепенно заменим все опоры».

Обслуживают волчанский трамвай 15 человек – вагоноважатые, мастер, монтёры путей, электрослесари. Помещение депо ветхое, вместо склада – корпус старого трамвая советских времён. В этом году сюда собирались волонтёры из Санкт-Петербурга – предлагали самостоятельно провести ремонт, но пандемия смешала все карты. Тем не менее волчанский трамвай живёт, хоть и является убыточным предприятием.

Маршрутка, рельсы и экскурсии

В настоящее время волчанский трамвай ежедневно (если не произошло накладок) совершает три утренних и шесть вечерних рейсов с периодичностью в час. Первый рейс уходит в 7.00, последний – около 23.00. А с полудня до 16.00 трамвай отдыхает. Или работает экскурсионным – в доковидный период на нём нередко устраивались экскурсии по городу для приезжих или для школьников. Суббота и воскресенье – выходные дни.

Если рейс обычный, толчеи в салоне не бывает – обычно в трамвае не больше 10–12 человек, а за день он перевозит 100–150 пассажиров. Сегодня большинство волчанцев на работу или по делам предпочитают ездить на автобусе или на маршрутке. Обе части Волчанска соединяет между собой хорошая автодорога, и маршрутка идёт от Южной до Северной за 11 минут, а трамвай за полчаса. К тому же, вздыхают местные жители, трамвай чаще ломается. Так что здесь распространена поговорка «кто спешит – тому в автобус, кто не спешит – на трамвай». И ездят на нём преимущественно пенсионеры. Исключения – праздничные дни, когда все местные жители предпочитают трамвай, который остаётся главной местной фишкой.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Поездка на этой достопримечательности отличается от того, к чему привыкли пассажиры из больших городов. Вагоновожатый, приближаясь к остановке, смотрит, есть ли на ней люди. Потом глядит в салон – готовится ли кто-то к выходу. Если нет – просто едет дальше. И кондукторов здесь нет – пассажиры сами подходят к кабине и дают деньги за проезд. Кстати, 21 рубль, а не 28, как в Екатеринбурге.

Несмотря на явную убыточность, волчанцы свой трамвай любят – и пенсионеры, и молодёжь, которая пользуется им редко. Волчанцы искренне гордятся своим трамваем, считают его достопримечательностью и обязательно катают на нём приехавших гостей. И надеются, что между двумя частями города будет, как и прежде, возникать необычная картина – из лесной чащи возникает трамвай по имени Россель, неспешно стучит по рельсам и исчезает среди деревьев.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах