На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио «Эхо Москвы» в Екатеринбурге отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Подробности – в текстовой версии программы в «АиФ-Урал».
На всех скоростях
Увеличение скоростей в пассажирском сообщении – «железнодорожная» тенденция последних лет. Стали привычными скоростные «Сапсаны», «Ласточки» и «Стрижи». Обсуждаются перспективные проекты высокоскоростных магистралей. Ускоряются и грузоперевозки. Реализован проект с говорящим названием «Транссиб за 7 суток». Через территорию России успешно идёт ускоренный транзит грузов в контейнерах. А как же обычные грузовые поезда? С какими скоростями передвигаются они?
На железнодорожном транспорте есть несколько показателей, объединённых словом «скорость». Например, техническая скорость грузового поезда – это скорость его движения по перегону между двумя станциями. Зависит она от параметров железнодорожной инфраструктуры и характеристик локомотива. Самая простая и понятная аналогия – скорость автомобиля на трассе.
Участковая скорость (то есть скорость проследования какого-либо участка железной дороги) включает в себя дополнительно стоянки на промежуточных станциях. Например, чтобы пропустить пассажирские поезда.
Скорость маршрутная вместе с движением по перегонам и стоянками на промежуточных станциях учитывает время технических операций: смену локомотивов и локомотивных бригад, осмотр вагонов. По сути, это средняя скорость поезда от момента его формирования до расформирования. Оценивается она уже не в километрах в час, а в километрах в сутки.
А вот для отправителей и получателей груза самый важный показатель – скорость доставки. Он учитывает не только движение груза, но и все типы простоев. Причём железнодорожники зачастую даже не имеют возможности повлиять на какие-то элементы этой транспортной цепочки. К примеру, вагоны могут долго проходить таможенное оформление, длительное время находиться в ожидании выгрузки и т. п.
Чтобы увеличить скорость доставки, работники РЖД разрабатывают и согласовывают с клиентами специальные расписания для грузовых поездов. Предлагают удобные ускоренные сервисы. Можно заказать и комплексное транспортно-логистическое обслуживание, включающее все этапы перевозки по принципу «от двери до двери».
«Ночной экспресс» для грузов
Свердловская железная дорога предложила клиентам новый сервис – «Ночной экспресс». Это ускоренная доставка грузов в составе регулярных ночных поездов. Расписание составлено так, чтобы поезда проходили маршрут ночью, когда инфраструктура наименее загружена. Как это работает?
Регулярные маршрутные поезда курсируют между Екатеринбургом, Тюменью, Нижним Тагилом, Пермью, Сургутом и Челябинском. Время в пути, в зависимости от направления, составляет от 4 до 14 часов. Днём «Ночные экспрессы» формируют из вагонов разных грузоотправителей, а к вечеру локомотив и свободный «слот» для пропуска уже наготове.
Отправить груз с помощью нового сервиса грузоотправитель может практически с любой станции СвЖД. Попробуем проследить это на конкретном примере. Предположим, предприятию необходимо оперативно отправить в Челябинск пять вагонов с продукцией. На станции погрузки (пусть это будет Ревда) клиент подаёт заявку на включение группы вагонов в состав «Ночного экспресса». Но через Ревду экспресс не ходит, поэтому железнодорожники, приняв груз, обычным попутным поездом доставят его в точку старта «Ночного экспресса». В данном случае, на станцию Екатеринбург-Сортировочный.
Далее. Ускоренные поезда в направлении Челябинска отправляются по вечерам несколько раз в неделю. По маршруту состав проследует в ночное время всего за семь часов. На подъездные пути грузополучателя вагоны поступят как раз к началу рабочей смены, что очень удобно с точки зрения технологического цикла. Предприятия могут точнее планировать и оптимизировать использование производственных и трудовых ресурсов.
Виктор Романов