85

Какие схемы используют мошенники и как не попасться в их сети?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ-Урал» 14/07/2021
све.рф / «АиФ-Урал»

Мошенники распоясались. По данным Главного управления МВД России по Свердловской области, ежедневно жертвами разного рода обмана становятся порядка 20 жителей региона. Аферисты, как правило, используют проверенные схемы, но иногда тестируют на уральцах и новые «изобретения.

«Резервный» счёт

На днях в Екатеринбурге по заявлению 44-летней жительницы города было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершённое в особо крупном размере». В июне женщине позвонили «сотрудники службы безопасности» кредитной организации, которые сообщили, что зафиксирована попытка снятия неизвестными денежных средств с её счёта. Для того чтобы обезопасить вклад, женщине предложили перевести деньги на «резервные» счета. Разволновавшись, она не заподозрила подвоха и сообщила мошенникам личные данные, а также секретные коды. В результате с её счёта было списано около одного миллиона рублей. Но этим дело не ограничилось. Всё те же аферисты сумели убедить женщину оформить онлайн-кредит и перевести заёмные средства на «страховые» счета. Удивительно, но факт – она поверила, что это лишь «формальность», что никаких финансовых обязательств на неё не накладывается, но зато эта операция позволит отследить действия похитителей. Безграничная доверчивость обошлась женщине в общей сложности в… 2,7 миллиона рублей.

По словам начальника отдела по борьбе с мошенничествами Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Артёма Лаздыня, если раньше мошенники ограничивались похищением личных средств уральцев с их счетов, то сегодня аферисты по­шли дальше – они прикарманивают кредитные деньги. Кроме того, мошенники существенно разнообразили свои «роли». Уральцам сейчас звонят не только липовые «сотрудники службы безопасности банков», но и «сотрудники МВД», «сотрудники прокуратуры» и даже «сотрудники ФСБ», которые предлагают (а то и принуждают, запугивая) участвовать в вычислении и задержании мошенников.

инфографика мошенничество
Фото: Пресс-служба ГУ МВД по Свердловской области

«Не поддавайтесь панике! Если задуматься, станет очевидно, что право­охранительные органы не станут обращаться по телефону, а пригласят явиться лично, – говорит эксперт Центра финансовой грамотности научно-исследовательского финансового института Минфина России Анна Чаплыгина. – В ситуации стресса многие верят легенде и выдают злоумышленникам доступ к своим персональным данным и данным своих банковских карт, а иногда и напрямую передают свои накопления. Такая доверчивость подкрепляется некоторой гордостью от участия в «спец­операции» по поимке мошенников, но, увы, это лишь ещё один способ введения в заблуждение с использованием психологических уловок».

В группе риска – все

Что же касается пострадавших, то глубоко ошибаются те, кто считает, что в сети мошенников попадают исключительно люди почтенного возраста. Какую-то определённую «группу риска» вообще невозможно определить. «Среди потерпевших от действий мошенников и студенты, и рабочие, и доктора наук, и пенсионеры, и руководители крупных коммерческих фирм, – говорит Артём Лаздынь. – Более того, зафиксировано несколько фактов, когда на удочку мошенников попадались сотрудники крупных банков. К примеру, ведущему сотруднику одного из таких банков позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности этой же финансовой организации и, действуя по известной схеме – «ваши деньги пытаются похитить», – завладел одним миллионом рублей».

Надо сказать, что уральцы ведутся и на менее замысловатые уловки. Скажем, мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях и от имени ничего не подозревающих пользователей рассылают их друзьям просьбы: «Займи срочно пять тысяч. ЧП! Через пару дней отдам». Добрые души перечисляют средства по указанным реквизитам и только после этого используют подсказку «звонок другу»: «Что у тебя случилось? Деньги дошли?» Ещё одна популярная схема: «Мама, срочно вышли денег. Потом всё объясню».

«На эту разводку месяца полтора назад попалась и моя мама, – рассказывает житель Нижнего Тагила Игорь Соколенко. – Ей от моего имени пришло СМС, в котором «я» писал, дескать, попал в ДТП, нахожусь в полиции, и чтобы меня отпустили, срочно нужно 12 тысяч рублей. Она, грамотная женщина, переполошившись, видимо, отключила критическое сознание и перевела этим мерзавцам всю сумму. Каково же было моё удивление, когда я, ответив на её звонок, услышал: «Сына, всё хорошо? Ты не пострадал? Тебя отпустили?»

На заметку
Чтобы не попасть в сети мошенников, помните: - никто, включая сотрудников банков и представителей органов государственной власти, не вправе требовать от держателей карты пин-код и код безопасности; - сотрудники банка никогда не просят сообщить им реквизиты и совершать какие-либо операции с картой или счётом; - не позволяйте собой руководить. Кто бы ни звонил или ни писал вам, призывая что-либо сделать с банковской картой или счётом, предоставить данные или личную информацию (даже если вам обещают помощь или просят о помощи ради благой цели), всегда отвечайте «нет» и берите ситуацию в свои руки. Перезвоните в свой банк по официальному номеру: он указан на обороте карты, в мобильном приложении или личном кабинете онлайн-банка. Удостоверьтесь, что ваши средства в безопасности.

А вот финансовый шантаж – новое веяние в среде мошенников. Нескольких уральцев, имевших неосторожность оставить машину на парковочном месте для инвалидов, по возвращении к своему автомобилю под «дворниками» ждала записка, в которой аферисты предлагали «торг»: перечисление (передача) от 500 до 1000 рублей или же видеофиксация нарушения отправится в ГИБДД, а это пять тысяч рублей штрафа.

По этим поводам, кстати, уральцы с заявлениями в милицию обращаются крайне редко. Во-первых, речь идёт о небольших финансовых потерях. А во-вторых, пострадавшим не хочется признаваться, что они клюнули на примитивный обман, а тем более признаваться в нарушении ПДД.

Куда Федот не хаживал

Валерий Горелых, официальный представитель ГУ МВД России по Свердловской области

Если сложить денежные средства, которые граждане добровольно отдали аферистам только в 2021 году, их, скорее всего, хватило бы, чтобы трижды отправить на лучшие курорты всех малообеспеченных жителей региона.

И самое печальное, что этот ущерб продолжает расти. Сейчас, на мой взгляд, задача номер один всего общества – по цепочке оповестить родных, друзей, знакомых, бабушек и дедушек о том, что если будут звонить по телефону «добрые дяди и тёти», якобы переживающие за ваши сбережения на банковских счетах, которые кто-то хочет похитить, то их нужно вежливо отправить туда, куда, как в народе говорят, Федот не хаживал. А лучше всего положите трубку (сбросьте вызов) и не тратьте время на разговоры с жуликами, кем бы они ни представлялись и какими бы вежливыми ни казались. Они-то после удачного обмана очередного «клиента» поедут на личном шикарном автомобиле в ресторан, а потерпевшие со слезами на глазах побегут за помощью в полицию.

За шесть месяцев текущего года следственными подразделениями территориальных ОВД было зарегистрировано 1 436 уголовных дел по фактам краж с банковских карт и ещё 2 447 уголовных дел по фактам финансовых мошенничеств.

Кстати
По словам сотрудников полиции, сегодня на Среднем Урале иной формат «работы» используют и псевдогазовщики, «социальные работники», «сотрудники УК». Случаи навязывания неоправданно дорогостоящих услуг и оборудования теперь редкость, зато стало больше случаев откровенного воровства. Липовые «представители» хитростью выясняют, где пенсионеры хранят свои сбережения, после чего действуют по следующей схеме: один отвлекает – другой «изымает». Напомните старшему поколению: ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомцам! О плановых посещениях официальные компании предупреждают заранее.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах