Пожалуй, самая разнообразная и масштабная коллекция мотоциклов на Урале, а то и в мире, собрана в городе Верхняя Пышма в музейном комплексе УГМК (Уральской горно-металлургической компании). Пройдя по экспозиции, можно проследить историю мотоциклетных заводов, узнать, как менялась мода на двухколесную технику. Помимо советских байков, здесь есть и более ранние – английские, американские и немецкие модели. О самых интересных экспонатах рассказал экскурсовод музейного комплекса УГМК Дмитрий Плетнев.
«Попробуй меня завести»
– Дмитрий, наверняка в музее представлены ключевые мотоциклы, на которые ориентировались последующие поколения конструкторов? Расскажите подробнее о самых интересных моделях.
– Если говорить про советские мотоциклы, то, пожалуй, один из самых известных – «Урал» – начал свою историю еще до Великой Отечественной войны. Первый его предшественник – это «М-72». Литера «М» связана с Москвой. Сначала мотоциклы планировали выпускать именно там, но позже производство перенесли в Ирбит. Эта модель является копией немецкого BMW R71, одного из самых культовых довоенных мотоциклов.
Еще интересная модель в нашем музее – «ПМЗ-750» с коляской. Он почти в неизменном виде сохранился до наших дней, потому что долгое время пролежал в болоте. Специалисты достали его оттуда, привезли в музей и отмыли. Но ремонтировать полностью не стали, чтобы показать конструкцию в первозданном виде.
Изначально такие мотоциклы выпускали на Подольском заводе, который занимался производством швейных машинок. Отсюда их знаменитое – не самое хорошее – качество. Не зря же в шутку «ПМЗ» иногда расшифровывали, как: «Попробуй меня завести». Но зато эти модели были доступны почти всем мотолюбителям.
А вот настоящий «Урал», который впервые и начали так называть, – это «М-62». Имя красуется у него на бензобаке.
– Правда, что для советского человека мотоциклы с коляской были альтернативой автомобилю?
– Да! Ведь не нужно было стоять в очереди и платить большую сумму. Зато за счет коляски прибавлялось дополнительное место для пассажира. А еще мотоциклы с коляской брали на вооружение в советскую армию, они также участвовали в спортивных соревнованиях. В последнем случае даже сконструировали необычную модель со специальной платформой. Чтобы правильно заходить в поворот и сохранять устойчивость, гонщик держался за поручень и раскачивался. За это мотоцикл прозвали «Обезьяна».
Спортивные подвиги
– А для мотоспорта конструировали специальные модели?
– Мотоциклы – это всегда синоним слову «скорость». А там, где скорость, там есть и спорт. Вот, например, спидвей. Это гонки на огромных скоростях по трассе, представляющей собой по форме овал. В заездах участвовали мотоциклы в различных модификациях, в зависимости от разновидностей соревнований.
– Какие считались самыми опасными?
– Конечно, зимний спидвей. Да-да, гонщики соревновались – и сегодня соревнуются – прямо на льду замерзших водоемов или на искусственно созданном ледяном покрытии. Двигаясь по кругу, мотоциклы всегда поворачивают против часовой стрелки. Поэтому на колесах с левой стороны закреплены большие шипы для устойчивости при маневрах. Перед стартом гонщики слегка подпрыгивают на байках, чем часто приводят зрителей в недоумение. На самом деле, это позволяет колесам буквально вгрызаться в лед. Помимо спидвеев, бывает еще и мотобол. Это как футбол, только все игроки передвигаются по полю на мотоциклах. Даже у вратаря был двухколесный конь, и колесами он старался одновременно закрыть ворота и отбить огромный мяч. Сборная Советского Союза часто побеждала на европейских чемпионатах по мотоболу – в турнирных таблицах красный флаг страны почти каждый год был представлен в списках финалистов.